Общество
Павел Рос

Класковский – о гибели солдата в Печах: «Вопросы есть и к Лукашенко лично, который бывает в погонах и большой фуражке»

Политический обозреватель – о том, почему история с погибшим Александром Коржичем задела общество за живое.

Саша Коржич до службы в армии

В экспресс-комментарии «Салiдарнасцi» политический обозреватель согласился с тем, что смерть военнослужащего Александра Коржича вызвала беспрецедентно острую реакцию со стороны белорусов.

– Не припомню, чтобы был такой резонанс по поводу подобной истории, – отмечает он. – Хотя статистика пугает: по данным Минобороны, каждый год по поводу дедовщины заводится около полутора десятка уголовных дел.

Почему именно сейчас произошел взрыв негодования?

По мнению Александра Класковского, в этой ситуации сработал целый комплекс факторов:

– Во-первых, сам по себе это страшный случай – и велики подозрения, что был не просто суицид или даже вообще не суицид. Что там творился настоящий ад. И фигура этого несчастного парня: видно, что он был жизнерадостным, строил планы на жизнь – все это трогает чисто по человечески, вызывает боль в душе.

Во-вторых, проявился феномен социальных сетей. Сегодня все труднее скрыть неблаговидные дела. И такие острые темы приобретают особое значение, становясь для властей все большим источником дискомфорта.

В-третьих, в этой истории отразилось вообще недовольство консерватизмом и закрытостью всей армейской системы. Кто-то может сказать: ну, армия она сама по себе такая, там военные тайны и секреты. Но ведь в демократических странах все силовые структуры находятся под жестким общественным контролем. У нас же проявляется некий кастовый снобизм и презрение к гражданским. И когда гражданские поднимают какую-то проблему, то им, образно говоря, плюют в лицо, мол, не лезьте – это не вашего ума дело.

Собеседник считает, что особую роль сыграл тот факт, что армия – это массовая структура, в которую в основном «идут дети простых граждан, так как другие имеют возможность открутиться»:

– И как раз здесь затронут нерв массового электората. Думаю, что это тот случай, когда глава государства, который пока молчит, на каком-то этапе может жестко высказаться. Он чувствует настроения общества и попытается выйти из этой истории в белых перчатках. Ведь косвенно вопросы направлены не просто к военным, но и к Лукашенко лично, который тоже бывает в погонах и большой фуражке.

Александр Класковский полагает, что руководитель страны, как чуткий политик, постарается найти исполнителей, на которых можно возложить вину за случившееся – и, возможно, «полетят погоны и головы». Но проблему дедовщины в Беларуси это не решит, уверен эксперт.

– Сама политическая система, которую создал Александр Лукашенко, противится общественному контролю. Нужно начинать с того, что у нас нет выборов, нет нормального парламента, сдерживается развитие гражданского общества. Именно поэтому у нас такие гнилые, застойные явления в разных сферах. Без изменения самой системы трудно добиться и порядка в армии, – подчеркивает он.

«Вот это нечто аморфное, безликое, избегающее ответственности, в камуфляже – это наша армия?»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)