Политика

Катерина Батлейка

Класковский: «Не исключено, что к 2025 году Лукашенко займет сразу два поста: президентский и председателя ВНС»

Политический обозреватель проекта «Позірк» — о том, почему Лукашенко раз за разом возвращается к теме Всебелорусского народного собрания.

В конце октября на общественное обсуждение вынесли законопроект о «Всенародном белорусском собрании». Сегодня Александр Лукашенко вновь о нем заговорил: среди прочего, он отметил, что не все понимают, как в ВНС будет представлен народ и попытался это объяснить.

— Во-первых, хочу отметить, что само это всенародное обсуждение было явной имитацией и профанацией, — комментирует ситуацию «Салідарнасці» политический обозреватель Александр Класковский. — Даже если посмотреть на государственные СМИ, на их фотографии и видео, то там согнали работяг в каких-то залах и назвали это диалоговыми площадками.

На самом деле это просто чиновники читали им какие-то лекции, а люди сидели с унылыми лицами. И хотя чиновники говорят о сотнях предложений, об их сути никто не говорит. То есть, это игра в одни ворота. Да и десять дней — слишком короткий срок для обсуждений.

Александр Класковский

Эксперт отмечает, что Лукашенко раз за разом возвращается к теме Всенародного белорусского собрания, подчеркивая, что не нужно ломать существующую систему власти, а необходимо органично вмонтировать новый элемент.

— Такое впечатление, что с этим ВНС придумали пятое колесо в телеге и теперь большое начальство ломает голову: новую конституцию приняли, этот орган туда уже вписан, теперь надо думать, как его в самом деле вставить в эту законченную и по-своему достаточно совершенную систему авторитарной персоналистской власти, которую создал Лукашенко. Потому что вроде как появляется дополнительный центр силы и власти.

Здесь Класковский предлагает вспомнить, почему вообще стали перелицовывать Конституцию и высказывает свою версию:

— Возможно, элемент ВНС с такими большими полномочиями вписали в этот проект под давлением Москвы. Ведь если вспомнить август-сентябрь 2020 года, то тогда Москва как раз давила с конституционной реформой: Путин и Лавров твердили, что именно таким может быть выход из белорусского внутриполитического кризиса.

Да и сам Лукашенко тогда был подавлен и, возможно, не исключал возможности транзита власти. Но потом обстоятельства изменились: Лукашенко жестоко подавил протесты, и, думаю, преподнес это Путину как козырь и аргумент, почему менять ничего не стоит.

К тому же Путин стал готовиться к войне с Украиной, для него возникла ситуация, когда не время думать над заменой Лукашенко. В общем, необходимость в транзите власти отпала, а конституцию приняли.

Теперь Лукашенко ломает голову, как, с одной стороны, запустить механизм работы ВНС и вообще переформатировать систему власти, а с другой — сохранить для себя гарантии и всю полноту самодержавия, которую он де-факто сформировал.

Эксперт считает, что сейчас вырисовывается вариант, когда Лукашенко сможет занять пост председателя ВНС, а в 2025 году пойдет на очередные президентские выборы.

— Точнее, это будут не выборы, а спецоперация по очередному продлению своих полномочий. Скорей всего, он будет держать в своих руках оба кресла, потому что он никому не доверяет и опасается за свою безопасность и будущее. А поскольку сам по себе этот орган (ВНС — С.) выглядит весьма экзотично, приходится раз за разом не очень-то убедительно доказывать, что придание такого статуса ВНС — нужное решение.

При этом на сегодняшнем совещании Лукашенко пытался доказать, что народ будет участвовать в формировании ВНС. Однако, по словам Класковского, согласно законопроекту, народ, наоборот, будет отсечен.

— Будет сформирован «междусобойчик» из своих проверенных людей, а народ будет вне игры. Но так как это выглядит не очень хорошо, Лукашенко пытается доказать, что народ будет влиять через своих представителей. Однако учитывая, что сейчас в Беларуси подавляется всякий плюрализм, понятно, что на самом деле состав этого органа будет формироваться властями и никакой демократии здесь не будет. Лукашенко вынужден делать хорошую мину при плохой игре.

Он всегда позиционировал себя как народный президент. Сейчас он, думаю, по инерции пытается изобразить, что народовластие в Беларуси функционирует. Однако все это пустые слова, которые повисают в воздухе. На самом деле тут можно вспомнить, что он дважды публично сетовал, что зря в Конституцию не вписали, чтобы президент избирался ВНС.

Кстати, не исключено, что до 2025 года могут еще раз перелицевать конституцию и отменить всенародные выборы президента.

Эксперт считает, что после 2020 года Лукашенко понимает, и даже заявляет об этом публично: электоральные кампании будоражат общество. То есть, в какой-то мере белорусский правитель осознает, что утратил былую популярность и харизму, поэтому боится электоральных компаний.

— Отсюда тоже идет эта идея ВНС — это такой кокон, где номенклатурщики сами себя избирают. Такой сферический конь в вакууме — идеал авторитарной системы, оторванный от народа. Но поскольку открытым текстом об этом нельзя говорить, нужно поддерживать демагогическую фразеологию, отсюда и многословные объяснения, которые выглядят абсолютно не убедительно.

Любому не зашоренному человеку видно, что это номенклатурные игры и окончательное отсечение народа от влияния на политику государства, — заключает Александр Класковский.