Политика

Класковский: «Есть целый ряд симптомов того, что в руководстве Беларуси обострился интерес к западному вектору»

Политический аналитик Александр Класковский комментирует на Позірке встречу Лукашенко с главой самопровозглашенной «днр» Денисом Пушилиным.

Да уж, некстати нагрянул в Минск руководитель так называемой «днр» Денис Пушилин. Александру Лукашенко пришлось 19 сентября принять сомнительного гостя, при этом делая реверансы перед Киевом: мол, вы ничего такого не подумайте, Беларусь готова сотрудничать с Украиной. Короче, приходится играть сразу на нескольких шахматных досках.

Встреча с главой оттяпанной у украинцев территории подчеркивает зависимость от Кремля, вассальный, как считают многие, статус правителя Беларуси.

Александр Класковский

Только что, 17 сентября, Лукашенко на торжестве в честь Дня народного единства педалировал тему независимости и суверенитета. А тут приходится привечать в своем кабинете того, кого и вовсе называют кремлевской марионеткой. Персонажа, который символизирует захватническую политику Москвы. После прошлой встречи Лукашенко с Пушилиным Киев отозвал из Минска своего посла.

Между тем правителю Беларуси сейчас важно показать Украине и Западу, что он сохраняет политическую субъектность и что с ним есть резон кое о чем договариваться.

Призрак Гааги нервирует

В частности, Лукашенко озабочен тем, как вписаться в новый геополитический контекст по окончании войны в Украине. Хочется хоть тушкой, хоть чучелом попасть за стол переговоров. Чтобы не остаться у разбитого корыта.

В выступлении 17 сентября правитель посетовал, что «беглые» с помощью Литвы хотят инициировать в Международном уголовном суде (МУС) в Гааге «рассмотрение беларуского вопроса».

«Цель — привлечь президента Беларуси к ответственности и выключить его из повестки. Как они пишут, чтобы президент Беларуси, если начнутся мирные переговоры в Украине, не смог принимать участие в этих переговорах», — пояснил Лукашенко.

Действительно, выдавленные за рубеж противники режима, прежде всего Павел Латушко, упорно добиваются, чтобы суд в Гааге выписал ордер на арест правителя Беларуси, как сделал это в отношении Владимира Путина.

При этом инициаторы преследования тоже акцентируют внимание на незаконном, как они считают, вывозе детей с оккупированных украинских территорий. И литовская сторона действительно ведет по этим фактам уголовное дело. Недавно в его рамках Латушко давал показания.

Почему Литва? Дело в том, что любое государство — участник Римского статута может передавать материалы о ситуации в Беларуси в Офис прокурора МУС. А с Вильнюсом у демсил — наезженная колея.

На встрече с Пушилиным Лукашенко тоже был вынужден затронуть эту неприятную тему: «Мы деток ваших всегда принимаем сюда на лечение, отдых. Они очень довольны. Правда, меня чуть в суд какой-то не затащили, что мы воруем, оказывается, ваших детей».

Правитель признался: «Тут у нас разные намеки и прочее, даже с Запада, что вы вот будете сотрудничать [с «днр»], обидите Украину».

Как видим, говорит с Пушилиным, а сигналы посылает Киеву, озабочен мнением Запада.

«Когда-то нам придется с ними налаживать отношения»

Есть целый ряд симптомов того, что в руководстве Беларуси обострился интерес к западному вектору внешней политики.

Лукашенко назначил новых людей. Министром иностранных дел вместо анемичного Сергея Алейника стал напористый Максим Рыженков. Под знамена администрации правителя в качестве первого зампреда призвана Наталья Петкевич, долго жившая в США. Министром информации поставлен креативный, энергичный Марат Марков, исповедующий более тонкие методы, чем иные пропагандисты-дуболомы.

Последним, кстати, Лукашенко несколько месяцев назад велел меньше хаять Украину.

Далее. Минск несколько снизил интенсивность мигрантских атак, особенно ощутимых для Польши. Лукашенко намекает, что может регулировать этот процесс. 18 сентября пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз заявил, что Беларусь предлагает соседним странам ЕС «вернуться к нормальному профессиональному сотрудничеству по противодействию такому глобальному вызову, как нелегальная миграция».

Ранее Рыженков сообщил, что в ноябре в Минске может пройти международная конференция по противодействию нелегальной миграции в регионе. И что участие в конференции уже якобы подтвердили некоторые министры государств ЕС.

Так что удочки забрасываются. Вдобавок с Варшавой продолжаются переговоры об освобождении Анджея Почобута.

Есть и закулисные контакты с Киевом. Вспомним, в июле Лукашенко демонстративно отвел войска от южной границы, пояснив, что с украинцами договорились снять напряжение. Правда, потом курская операция смешала карты, принудила правителя Беларуси имитировать помощь союзнику и вновь перебрасывать какие-то силы на юг.

Но вот залеты российских «шахедов» в воздушное пространство Беларуси Лукашенко явно не радуют. В том же выступлении 17 сентября он завуалированно высказал это недовольство.

В этом контексте прозвучало: «…Мы договорились по каналам с украинцами, что мы не будем в СМИ подсвечивать факты залета беспилотников, и российских, и украинских, на нашу территорию». То есть «каналы» работают.

Окончательно рвать отношения с Киевом Лукашенко явно не хочет. Напротив, в мае, выговаривая пропагандистам («что вы все время трепете эту Украину?!»), он подчеркнул: «Вы же не забывайте, что когда-то нам придется с ними налаживать отношения».

Приедут ли западные послы?

По данным ряда СМИ, Пушилин приехал в Минск в рамках встречи глав избирательных органов стран СНГ. С ними тоже сегодня встретился Лукашенко.

С одной стороны, он традиционно высказался в том духе, что Запад нам не указ. Главное, мол, «не то, как нам навяжут какие-то принципы «по понятиям» со стороны ОБСЕ или еще каких-то организаций, а то, насколько будут соответствовать наши законы и подзаконные акты Конституции и насколько выборы будут соответствовать тому законодательству, которое принято в наших странах».

С другой стороны, Лукашенко отметил: «Сегодня мы думаем, что делать с так называемыми иностранными наблюдателями…» (представителей других государств СНГ, неизменно выставляющих высокие оценки беларуским электоральным кампаниям, правитель, видимо, иностранцами не считает). Здесь можно усмотреть намек: мол, вопрос зависит от того, насколько удастся договориться с западниками.

Понятно, что режим не собирается проводить истинно демократические выборы. Но желание в какой-то степени подлатать легитимность у Лукашенко налицо.

Да, в президентской кампании 2025 года не будет конкуренции, не будет оппозиционных кандидатов. Но, скорее всего, не понадобится и пускать в ход дубинки, слезоточивый газ, резиновые пули, пачками сажать манифестантов. По банальной причине их отсутствия. Гайки зажаты так, что вряд ли кто полезет на рожон.

Стоит напомнить, что Запад хотя и называл не соответствующими демократическим стандартам все выборы при Лукашенко, однако в нелегитимные правители его не записывал вплоть до 2020 года, когда брутальность при подавлении протестов зашкалила. А до того, при всех жестких западных резолюциях, послы из демократических стран приезжали, вручали верительные грамоты и т.д.

Минск, похоже, надеется, что по ряду позиций удастся открутить отношения до этих параметров.

Минск навешивает дилемму: давить или торговаться?

Главный же козырь на сегодня — политзаключенные. С июля выпущено четыре партии, около 120 человек. Да, это отнюдь не самые именитые фигуры, у многих срок и так подходил к концу. Но заявка на некий диалог сделана.

Провластные спикеры открытым текстом говорят: теперь мяч на стороне Запада. Юрий Воскресенский недавно огласил на гостелевидении запрос: «Конечно, если пойдет речь, отпустить еще какую-то партию взамен на отмену санкций, то мы можем рассмотреть все вопросы, потому что нам надо платить пенсии, нам надо содержать рожениц, декретниц, растить детей».

Понятно, отменять санкции Запад не разгонится. Тем более что самые сильные введены за соучастие в агрессии, а из этой колеи Лукашенко не выскочить.

Но вдруг в США победит Дональд Трамп и действительно быстро принудит Москву и Киев к миру? Да и другие акторы и факторы подталкивают к замирению, Запад устал от этой войны. В общем, ситуация в регионе может довольно быстро измениться.

Ну а судьба политзаключенных — это еще и вопрос гуманизма. Западники ведь этой своей добродетелью козыряют, вот давайте и навесим им дилемму: давить или торговаться, чтобы спасти людей?

Короче, Лукашенко и его окружение просчитывают варианты, пускают пробные шары.

Вряд ли он надеется на полноценную оттепель в отношениях с ЕС и США. Слишком далеко зашел режим и слишком сильна зависимость от Москвы.

Но вот какое-то полупризнание в качестве фактического властителя страны, вероятно, кажется достижимой целью. Особенно на фоне того, что демсилы на ситуацию внутри Беларуси влиять практически не могут.

Хотя власти привычно их демонизируют, твердят, что те собираются перевернуть страну на грядущих выборах-2025, практически штабы политической эмиграции сконцентрируются на том, чтобы не допустить легитимации Лукашенко, которая открывала бы перед ним некую перспективу игры на западном направлении.

Пока эта игра очень проблематична, но удочки Минск забрасывает. И даже на встрече с Пушилиным Лукашенко, как видим, держит в голове отношения с Киевом и Западом.