Политика

Класковский: «Безусловно, остается некая вероятность, что человек, правящий Беларусью четвертое десятилетие, все же пойдет на транзит»

Орден Андрея Первозванного получил сегодня Александр Лукашенко из рук Владимира Путина в Кремле. Между тем разного рода комментаторы задаются вопросом, а получил ли правитель Беларуси (вассал Кремля, как часто выражаются) ярлык на очередной срок правления, пишет политический аналитик Александр Класковский на Позірке.

Александр Класковский

Спекуляции на эту тему активизируются перед каждой новой каденцией Лукашенко. И всегда находятся знатоки, уверяющие, что вот сейчас-то уж точно Москва собралась поднадоевшего вассала заменить.

Шахеды как почтовые голуби Кремля?

Теперь некоторые спикеры, в частности украинские, раскручивают тезис, что Путин попытается отодвинуть Лукашенко от выборов-2025 и протолкнуть своего кандидата, более пророссийского, чтобы тот согласился напрямую участвовать в войне.

Расцветает конспирология. Когда в последние месяцы в Беларусь стали один за другим залетать российские шахеды, комментаторы принялись трактовать явление так: мол, это Путин таким образом шлет Лукашенко сигналы, чтобы активнее подключался к войне. Или предупреждения, чтобы не заигрывал с Киевом и Западом.

Постойте, но разве у хозяина Кремля нет иных возможностей донести до союзника свои пожелания, кроме как отправлять этих экзотических «почтовых голубей»?

Это тот случай, когда, наверное, гораздо ближе к истине прозвучавшее на прошлой неделе объяснение самого Лукашенко: мол, сказывается неопытность тех, кто использует дроны, а также воздействие средств радиоэлектронной борьбы, из-за чего беспилотники теряют ориентир. И впрямь, это ж война, черт подери: есть шальные пули, есть и шальные дроны.

Путин же имел предостаточно времени, чтобы втолковать свою позицию, например, когда в июле три дня общался с Лукашенко на Валааме. А вообще их сегодняшняя встреча — уже восьмая с начала года. Обо всем можно наговориться.

И сама частота этих встреч, и это вот вручение ордена косвенно говорят о том, что два правителя вряд ли сейчас на ножах.

Когда бывали на ножах, что не раз случалось до 2020 года, то Москва перекрывала газ, нефть, находила заразу в беларуском молоке и т.п. Теперь такого и близко нет. Напротив, Кремль на удивление щедр. Что и понятно: во время войны союзник особенно ценен.

Беларусь станет утешительным призом?

К слову, популярна версия, что после окончания войны Москва резко убавит поддержку беларуского режима. С этим тоже можно поспорить. Велика вероятность, что Россия использует замирение для подготовки нового удара. И потому острая нужда в союзнике останется.

Также расхожей стала гипотеза, что Путин, не достигнув желаемого в Украине, заберет Беларусь как утешительный приз. Но, во-первых, сейчас российские войска на Донбассе наступают, у Москвы в этом плане кураж. И если в итоге перемирие будет плюс-минус по линии боевого соприкосновения, то российская пропаганда вполне может выдать это за победу.

Во-вторых, Кремлю, на мой взгляд, невыгодно грубо подминать ближайшего союзника. Это только отпугнуло бы другие постсоветские страны: если с верным Лукашенко так обошлись, то чего уж тогда нам ожидать от империи с ее византийскими нравами?

Путина, скорее всего, устраивает нынешний процесс, когда Москва исподволь, без резких движений, по капле высасывает беларуский суверенитет.

Да, под впечатлением протестов 2020 года Кремль — и это проскальзывало в публичную сферу — начал было подталкивать Лукашенко к транзиту, посчитав, видимо, что тот полностью обанкротился. Но упрямый вождь режима доказал, что способен подавить бунт и править дальше железной рукой.

А тут еще и для нападения на Украину Путину понадобился беларуский плацдарм. Так что вопрос транзита власти в Беларуси, надо думать, утратил для российского руководства прежнюю актуальность.

ВНС устроит импичмент?

Впрочем, год назад видный оппозиционер Павел Латушко уверял, что «план по замене» Лукашенко «уже давно запущен» Москвой «и реализуется». Дескать, Кремль попытается продвинуть своих сторонников на выборах-2024 в Беларуси, чтобы после отстранить Лукашенко — скажем, ему объявит импичмент Всебелорусское народное собрание (ВНС).

Сегодня вы можете оценить, насколько сильна эта версия. Февральские «безвыборы» в парламент прошли, как церемония на кладбище, ВНС сформировано и не подает признаков жизни. Нет сомнения, что все выдвиженцы были дотошно проверены «компетентными органами», согласованы на самом верху.

Да, в Палате представителей и ВНС немало публики с пророссийским мышлением, но Лукашенко (который и сам во многом мыслит в российской парадигме) всех держит в кулаке. Невозможно себе представить, чтобы эта сервильная публика сплела заговор. Любая такая попытка была бы на корню пресечена усердно бдящими спецслужбами.

Далее, Кремль не может просто назначить вместо Лукашенко своего генерал-губернатора. Нужно как минимум имитировать избирательный процесс. И это должен быть претендент, соответствующий требованиям Конституции: гражданин Беларуси по рождению, постоянно проживающий в стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства.

Пару лет назад один западный мозговой центр запустил версию, что Москва готовит на место Лукашенко Станислава Зася, тогдашнего генсека ОДКБ. Бухнули в колокола, не заглянув в святцы. Ведь тот — уроженец Черниговской области Украины, то есть на должность президента Беларуси не может баллотироваться по определению.

Преемника уже следовало бы пиарить

Наконец, преемнику нужна раскрутка. Если предположить, что Лукашенко дожали с транзитом, то имя новой фигуры должно было бы уже пиариться. А этого нет.

Между тем до выборов остается всего ничего. Они вполне могут быть назначены на февраль (как гласит инсайд BelPol’a) или март: электоральная кампания укладывается в три месяца.

Но Лукашенко еще попробуй дожми. Тот вот уперся и не послал свою армию на войну. Нетрудно предположить, что в вопросе сохранения собственного кресла он упрется еще сильнее.

И вот что Путин сделает? Да, теоретически все элементарно: перекрыть нефть, газ, денежные потоки и пр. Начать мочить в СМИ. Так бывало до 2020 года.

Но сейчас Кремлю, ведущему войну, меньше всего нужно затевать вот такую публичную драку с ближайшим союзником.

Хорошо, предположим, в Москве наметили кого-то вместо Лукашенко, хотя тот и брыкается. Но кандидата должен еще зарегистрировать лояльный старому правителю глава ЦИК Игорь Карпенко. Так он вам и разгонится. И потом, где гарантия, что на голову такому избраннику Кремля вдруг (ну совершенно случайно) не упадет кирпич?

Потом, ведь государством надо таки уметь управлять. Как бы кто ни относился к Лукашенко, но очевидно, что он жестко держит ситуацию в руках. Точнее, в ежовых рукавицах. В стране, по большому счету, действительно один политик. Остальные — лишь функционеры, послушные исполнители. Настоящего политического опыта у них нет.

Нужен ли Путину сейчас рискованный эксперимент? А вдруг условная Кочанова или условный Карпенков на посту главы государства наломают дров, завалят весь процесс?

К слову, вы обратили внимание, что Николай Карпенков, замглавы МВД с репутацией русскомирца, которого одно время стали позиционировать как вероятного ставленника Кремля, после публичного нагоняя от Лукашенко резко перестал пиариться в СМИ?

Да, нынешний правитель Беларуси своенравен, капризен, хитер, упрям, но при этом держит страну в повиновении, исполняет практически все текущие хотелки Москвы. Зачем ей, как говорят беларусы, мяняць быка на індыка?

Конспирология хорошо расходится, но…

Конечно, я не могу знать, что Путин и Лукашенко перетирают с глазу на глаз. Но этого не знают и другие комментаторы. Просто хлесткие, конспирологические версии хорошо расходятся.

Безусловно, остается некая вероятность, что человек, правящий Беларусью четвертое десятилетие, все же пойдет на транзит.

Мы ведь толком не знаем, в частности, что у него со здоровьем. Притом что в Москве он, по уверению придворного телеграм-канала, побаловался рубкой дров. Это натужный пиар, призванный доказать, что «батька» здоров как бык. При этом продемонстрировали только результат — две горы поленьев, но не сам процесс.

Жизнь непредсказуема. Но факт то, что на сегодня симптомов транзита власти в Беларуси не видно. А по высказываниям Лукашенко можно косвенно судить, что он намерен продолжать свой коронный «жесточайший спрос» с подчиненных и в новой пятилетке.