Кирилл Рудый: белорусы разобщены, боязливы и псевдоактивны

В очерке, написанном для книги «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование», посол РБ в КНР, экономист Кирилл Рудый дал жесткую оценку соотечественникам.

«Какие правила лежат в основе решений и поведения в экономике Беларуси?» – задается вопросом Рудый. И отвечает:

«Правило первое: «хочу не как лучше всем, а хочу сам».

Белорусы разобщены. Со стороны мы больше похожи не на общество, а на совокупность разобщенных единиц, которых объединяет не общность ценностей, а государственность. Поэтому и экономика находится в постоянном контакте с государством и не представляет ни другую жизнь, ни что возможны другие партнеры.

Со стороны государства, благосостояние воспринимается как богатство страны, а не человека, поэтому и основная цель – рост ВВП, резервов, а не дать возможность человеку зарабатывать самому. Со стороны населения, проявляется «синдром здравого смысла»: приспособление, лицемерие, озабоченность только собой и своими решениями.

Сочетание показной лояльности с личными интересами ведет к тому, что при официальном падении экономики она продолжает расти, но уже в тени. А когда усиливается борьба с «тенью», это касается личного, объединяет многих и увеличивает социальную напряженность.

Правило второе: «хочу не как лучше, а хочу, чтобы не было хуже».

Белорусы боязливы. Мы подвержены страху и менее склонны к риску. Поэтому и проблемам в экономике всегда есть оправдание – «могло быть хуже». Такого самоуспокоения  свойственного не только белорусам) больше, чем сожаления, «что могло быть лучше» (Thaler, 2016). Это формирует простой выбор от противного: «делать надо так, как умеем, или никак», «если не государственное, значит – ничье и пропадет», «если не эта социальная система, значит – будет хаос и разруха» и т.д.

Примечательно, что в правиле «чтобы не было хуже» точка отсчета «было» со временем меняется (Lewis, 2017). И то, что вчера считалось неприемлемым (падение ВВП, доходов), сегодня может стать новой нормой. Значит, за ней скрывается не только экономика, но и всеобщее желание сохранить статус-кво, чувство контроля и возможность реализовать негласные договоренности.

Правило третье: «хочу быстро».

Белорусы псевдоактивны. Мы ориентированы на быстрые решения, сатисфакцию обозримыми вещами и краткосрочное планирование. В основном решения принимаются в последний момент, под давлением, быстро, на грани угадывания.

Краткосрочный ориентир формирует склонность минимизировать убытки, а не максимизировать прибыль; потреблять, а не сберегать и инвестировать. Если в 1990-х и 2000-х годах сочетание краткосрочных результатов (прирост ВВП, зарплаты, строительство объектов) давало ощущение стабильного роста, то в 2010-х годах замедление экономики, инфляционный, долговой навесы показали, что долгосрочный экономический рост – это «не череда стометровок, а марафон»…»

Книга «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование» поступит в продажу 7 ноября.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(1)