Филин

Павел Фомчик

Казакевич: Запад расценит действия белорусских властей как соучастие в агрессии

Белорусский режим оказался в трудной ситуации после начала войны России против Украины, но его положение может еще более ухудшиться.

Лукашенко, 24 февраля

Об этом в комментарии Филину (по состоянию на 14.30 по минскому времени) заявил директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич.

– В чем, на ваш взгляд, цель России – оккупировать Донецкую и Луганскую области или пойти дальше?

– Думаю, Россия будет действовать по ситуации. Задача на ближайшее время – «освобождение» территорий Донецкой и Луганской областей. А дальше будет зависеть от уровня военного сопротивления со стороны Украины, а также от международной реакции.

Понятно, что аппетит во время еды может разгореться: если первая задача будет легко выполнена.

Как думаете, был ли Лукашенко в курсе планов Путина до 5 утра сегодняшнего дня?

– Точно мы этого знать не можем. Если исходить из слов Лукашенко, то он, по крайней мере, был в общих чертах посвящен в план России за несколько часов до начала военной операции против Украины. И, наверное, это логично.

Есть информация об определенных действиях российских войск с территории Беларуси (Погранслужба Украины заявила об артиллерийских обстрелах, CNN утверждает, что российские танки пересекли границу – Ф.) – понятно, что о подобных маневрах нужно предупреждать союзника, чтобы не возникло накладок.  

При этом не похоже, что Лукашенко был в курсе всего плана по военному вторжению в Украину. После признания Россией «ДНР» и «ЛНР» с его стороны была большая пауза, не было понятно, какова позиция официального Минска, поэтому сложилось ощущение, что белорусские власти не были до конца информированы по этому поводу.

– Сегодня Лукашенко сказал на совещании: «Нам ни в коем случае нельзя втянуться в дерьмо, с одной стороны, и стать предателями». И добавил, что есть обязательствам в рамках Союзного государства и «если нужно, мы окажем всяческую поддержку». Что означают эти слова?

– Это очередная демонстрация того, что белорусские власти находятся явно на стороне России и не исключают того, что могут быть втянуты в вооруженный конфликт. При этом Минск оставляет себе пространство для маневра, понимая, что такая операция не будет популярна в Беларуси: абсолютного большинство населения по все опросам и признакам категорически против участия страны в войне.

Но заявление Лукашенко очень тревожное. Он, по сути, сказал, что готов воевать с Украиной, если Россия его об этом попросит.

– А если Путин действительно попросит, сможет ли Лукашенко отказать?

– Он будет пытаться торговаться. Такая операция будет связана с большими рисками для самого Лукашенко: это непопулярное решение, оно вызовет дополнительные проблемы для страны, в том числе экономические (санкции). Оно может вызвать обострение внутри правящего класса: одно дело подавлять мирных протестующих, другое дело – идти воевать и погибать, причем непонятно в чьих интересах. Это очень большие риски, Лукашенко будет требовать высокую цену.

Вместе с тем с военной точки зрения, как кажется, России не нужно участие белорусских военных в своей операции. Наиболее важна для Москвы будет не военная, а политическая поддержка, признание «ДНР» и «ЛНР», а также информационное прикрытие (в том числе, внутри Беларуси).

– Украина отказалась от импорта белорусской электроэнергии. Лукашенко на совещании сказал: «Вот еще завтра откажутся от дизельного топлива и бензина. А поставки идут на 90% из России и Беларуси. Пусть откажутся». Насколько велика угроза, что Украина разорвет экономические отношения с Беларусью?

– Думаю, вряд ли это произойдет одномоментно. У Украины экономические отношения с Россией не до конца разорваны. Но однозначно, что военные действия приведут к максимально возможному сокращению сотрудничества с Беларусью – и вероятно, в таких чувствительных направлениях, как энергетика, дизельное топливо.

Повторюсь, одномоментно отказаться от белорусских нефтепродуктов не получится, но в Украине будет разрабатываться план, чтобы как можно быстрее это сделать и не зависеть от страны, которая фактически является соучастником агрессии.

– Какой будет реакция Запада по отношению к Беларуси?

– Думаю, действия белорусских властей будут рассматриваться как соучастие в агрессии. Соответственно все действия, который будут предприниматься против России – санкционное, международное, информационное давление – будут применяться и к Беларуси. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(49)