Филин

Наталья Север

Казакевич: «Все-таки в ОСВОД работают тренированные люди, плюс у них есть плавсредства»

Главный критерий — «неважно кто, лишь бы был лояльный»? Директор института «Палітычная сфера» — о том, почему кадровая проблема стала главной в нынешней Беларуси.  

Беларусский режим решил усовершенствовать структуру ОСВОД (Беларусского республиканского общества спасания на водах).

Согласно указу Лукашенко №175, подчиняться объединение теперь будет МЧС, а кандидатуру председателя будет согласовывать сам правитель.

Однако столь пристальное внимание к обществу спасения на воде власти проявили, похоже, отнюдь не из-за заботы об утопающих гражданах, количество которых, к слову, увеличивается с началом каждого купального сезона.

Об истинных мотивах власти Филин поговорил с директором института «Палітычная сфера» Андреем Казакевичем.

— Это отражение общей тенденции на централизацию госаппарата и в том числе структур, связанных с властью, которые формально могли считаться независимыми, — отмечает эксперт. — Особенно, если эти структуры предусматривают некий человеческий или силовой потенциал.

— А сотрудники ОСВОД, кроме прочего, в 2020 году «зарекомендовали» себя с нехорошей, с точки зрения властей, стороны, когда спасали протестующих, прыгающих в воду. Могут им власти это припомнить?

— Думаю, да. Но сейчас есть и другие задачи, связанные с разными внешними угрозами. Все это требует усилить контроль над различными структурами, особенно над теми, у которых имеется некий силовой потенциал.

Все-таки в ОСВОД работают тренированные люди, плюс они имеют отношение к технике, плавсредствам, которые также могут использоваться для различного рода операций.

Но в целом это общая тенденция по усилению контроля, которая продолжается с 2020 года. И мы знаем десятки примеров с тех пор. И Лукашенко неоднократно заявлял, что нужно еще больше ужесточать контроль за вертикалью, за переводами кадров.

— И даже здесь он не всю власть якобы передал МЧС, а право утверждения должности председателя оставил за собой.  

— Он уже согласовывает многие должности. Остальные, в любом случае, проходят через согласование его администрации. Это касается сейчас даже незначимых чиновников и руководителей.

Конечно, контроля стало больше. В тех же университетах уже недостаточно согласовать только должность ректора, согласуются и более мелкие начальники.

При назначении судей возросло участие администрации Лукашенко. Включили даже какие-то экзамены, хотя это не предусмотрено никакими регламентами.

В исполкомах давно согласуют с верхом не только руководителей района, но и руководителей всех подразделений. И так сейчас происходит абсолютно во всех сферах, под пристальный контроль попадает не только высшее руководство, но и все остальные.

Зато гораздо больше власти получили различные проверяющие структуры из силового блока. И это тоже вписывается в общую тенденцию.

— Но на это требуется огромный ресурс — и человеческий, и финансовый. Они не завязнут в этой сложной системе согласований?

— В значительной степени так и происходит, госаппарат стал более бюрократическим. У многих на местах из-за этих согласований не остается возможности заниматься чем-то другим, в том числе и непосредственными обязанностями.

Потому что на первый план вышли кадровые проблемы, проблемы с назначением, переназначением, согласованиями, с поиском людей, тех, которые бы соответствовали необходимым критериям.

Это уже сейчас ощутимая проблема. Но политическая логика режима такова: на эти издержки идти необходимо, чтобы усиливать контроль и минимизировать какие-либо риски.

— А до какой степени можно двигаться по такому пути и куда он в итоге может привести?

— Это приведет к тому, что сама система согласований не будет работать так, как они предполагают. Кого-то будут согласовывать формально, какие-то согласования позволят усилить силовиков.

Поскольку главным критерием станет «неважно кто, лишь бы был лояльный», снизится качество самих кадров. Потому что качественно согласовать такое большое количество людей невозможно.

Так или иначе это будет приводить к коррупционным проявлениям, к развитию и укреплению клановых связей. Не скажу, что система рухнет из-за этого в ближайшее время, она продолжит так работать.

Мы помним, что и в Советском союзе были подобные механизмы, там тоже была сложная система назначений. И сейчас в Беларуси ориентируются на те времена.

Это не значит, что совсем не останется профессионалов, они же нужны. Но лояльность и политическая благонадежность является основным критерием. Что, естественно, уже отражается на качестве работников и результатах их работы.