Филин

Сергей Василевский

Казакевич: «Власти решили провести акции против тех, кого они считают террористами»

Директор института «Палітычная сфера», политолог Андрей Казакевич рассказал Филину о причинах путаницы вокруг режима контртеррористической операции.

Андрей Казакевич

— Руководители МИД и КГБ, а также Александр Лукашенко не с первой попытки смогли пояснить, введен ли в Беларуси режим контртеррористической операции. Ходят слухи о скрытой мобилизации, в это время в страну заезжают тысячи российских военных.

Удерживают ли власти ситуацию под контролем? Нет ли ощущения какой-то разбалансированности?

— Думаю, об этом пока рано говорить. Что касается этой операции, думаю, они просто забыли, что в принципе нужно как-то внимательно относиться к формулировкам с точки зрения права. Сейчас же нет какой-то привязки к правовым нормам.

Фактически, можно действовать как хочешь, по принципу политической целесообразности. С этим, я думаю, и связана такая путаница.

Они решили провести акции против тех, кого они считают террористами, а уже как это назвать — операцией или режимом повышенной террористической опасности — было не важно.

Если посмотреть не на слова, а на практические действия, то мы увидим демонстрацию готовности к военным акциям. При этом декларируется оборонительный характер этих действий. Проведен уже целый комплекс мероприятий.

Это и подавление неких террористических ячеек, пусть и демонстративное и, возможно, сфабрикованное. Это и учения МВД по ликвидации диверсионно-разведывательных групп из Украины. Это и начало охраны военными различных объектов, расположенных на границе с Украиной, чего раньше не было. И, конечно, создание региональной группировки, введение на территорию Беларуси российских войск с непонятными целями.  

Поэтому, с точки зрения действий властей Беларуси, нельзя сказать, что они не согласованы. 

— Минобороны провело брифинг для иностранных военных дипломатов, на котором были озвучено количество прибывающих в Беларусь российских военнослужащих и военной техники. Мы уже отвыкли от проявления такой открытости со стороны силовиков. О чем это может свидетельствовать?

— Это может говорить о попытках проявить прозрачность, несколько снизить напряженность. Это нормальная практика —проинформировать все заинтересованные стороны. Понятно, что соседние страны, члены НАТО заинтересованы в этом.

Проведение таких мероприятий потвсем правилам ориетировано на пресечения разных слухов, на демонстрацию своей открытости и отсутствие агрессивных планов.

— Главы силовых ведомств отправились в трудовые коллективы, чтобы рассказать о ситуации в стране и на ее границах. Одна деталь — глава Совбеза Александр Вольфович на этих встречах выглядит за старшего. Он одет в гражданское, военные смотрятся на вторых ролях.

В сегодняшней ситуации может ли это быть своеобразными смотринами, презентацией нового лица среди топ-руководителей?

— Если конктерно об это детали, то гражданская одежда в подобных ситуациях может вызвать больше доверия, снизить страх. Потому что форма все же создает дистанцию между тем, кто ее носит, и его аудиторией.

Что касается идеи смотрин, то я не вижу сейчас примет подобных процессов. И если мы говорим о каких-то осознанных кампаниях по продвижению новых политических фигур, то для них сейчас не время.

— А насколько эффективны эти сеансы успокоения? Не пугает ли аудиторию то, что для таких политинформаций потребовалось задействовать министров?

— В небольшой мере это может успокоить. Возможно, кто-то вообще впервые услышит детали этих событий. Какие-то, пускай абстрактные, сообщения о том, что такое Запад, Россия, о внешних угрозах. Какой-то ограниченный эффект такие пропагандисткие мероприятия действительно могут иметь.

Но он очень ограничен. Практика показывает, что подобные бюрократические меропрития советского типа, инфорамционные кампании малоэффективны. Особенно, если существует проблема доверия к органам властей, а в сегодняшней Беларуси она есть.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(14)