Политика

Катерина Батлейка

Казакевич: «Существенного эффекта эти новые санкции иметь не будут»

Политолог — о новом пакете санкций ЕС в отношении Беларуси.

ЕС ввел новый пакет санкции в отношении Беларуси. В него попало 38 человек (среди них пропагандисты, силовики, судьи, прокуроры), и три предприятия — Минский электротехнический завод им. Козлова, БМЗ — управляющая компания холдинга БМК, Белнефтехим. Также ЕС ввел запрет на экспорт в Беларусь товаров и технологий, способствующих военному совершенствованию страны.

Насколько серьезным выглядит новый пакет санкций против Беларуси и почему ЕС принял его после долгой паузы, спросили у политолога и директора института «Палітычная сфера» Андрея Казакевича.

— Новые ограничения лоббировались рядом стран, в частности Польшей и Литвой, это не один раз озвучивалось. Можно было ожидать, что такого рода пакет мог бы быть принят и раньше, — говорит эксперт в экспресс-комментарии «Салідарнасці». – Его основная причина заключается в том, что ситуация в отношении Беларуси не улучшается.

С точки зрения вопросов безопасности мы видим, что Беларусь по-прежнему поддерживает Россию в войне против Украины. Да, с Беларуси уже не осуществляются военные действия, не было в последнее время и запуска ракет. Но все равно остается поддержка военной агрессии.

Андрей Казакевич

Мы также видим новую эскалацию в связи с пересечением беларусских вертолетов польской границы и с размещением в стране ЧВК «Вагнер». Хотя, очевидно, пакет, который был принят, не отражает новую ситуацию, так как согласовывался достаточно давно.

Политолог считает, что новый пакет санкций «достаточно умеренный» и отмечает, что в более радикальных версиях обсуждалась возможность полной модификации санкций в отношении Беларуси и России, что было бы значительно новым ударом по беларусской экономике.

— Среди того, что было принято, то персональные санкции имеют исключительно символический характер. Что касается предприятий, то да, это может по ним серьезно ударить. С другой стороны, сейчас отрабатываются различные схемы обхода санкций. Может быть, эти меры уже отработаны — в частности, есть широкий российский опыт в этом отношении.

В связи с тем, что количество предприятий небольшое, хотя сами предприятия важные для беларусской экономики, наверное, в целом существенного эффекта эти санкции иметь не будут. Хотя, конечно, потери так или иначе случатся.

Помимо этого, очевидно, что нахождение в Беларуси вагнеровцев угрожает стране еще одним пакетом санкций, считает Казакевич.

— Соседние страны, прежде всего Литва и Польша будут ставить этот вопрос на общеевропейском уровне. Тем более, что сама история имела широкий общественный резонанс. ЧВК «Вагнер» известен в разных странах и для многих является раздражительным.

Но надо понимать, что процесс согласования нового пакета санкций будет длительным. Пока он будет согласовываться, многое может измениться. В том числе «Вагнер» может уйти с территории Беларуси или по крайне мере сократить свое присутствие. Сейчас это прогнозировать сложно, — заключает политолог.