Политика

Татьяна Гусева

Карбалевич: В парламент могут попасть оппозиционеры

Политолог объяснил, почему власти не допустили к выборам известных оппозиционных кандидатов.

Фото house.gov.by

В экспресс-комментарии «Салідарнасці» Валерий Карбалевич назвал два фактора — внутренний и внешний:

— Думаю, власти почувствовали, что общество очень негативно относится к действующему режиму. Люди, которые собирали подписи, говорили, что как в Минске, так и в регионах очень сложно найти человека, который бы поддерживал Лукашенко и его политику.

На фоне огромного недоверия к власти еще один месяц избирательной кампании с участием оппозиционных кандидатов, особенно так активно и радикально, как ее вели некоторые кандидаты (например, Ирина Халип), это было бы неприятно для властей. Поэтому на этапе регистрации оппозиционеров отсеяли —  от греха подальше.

Бизнесмен о настроениях белорусов: «Будем сидеть в болоте, нам тепло и сыро»

Эксперт подчеркивает: при условии благоприятного политического фона можно было бы допустить оппозиционных кандидатов и, как обычно, элегантно убрать всех ненужных на этапе голосования: мол, народ не поддержал, что мы можем сделать?

— Что касается внешнего фактора: отношения с Западом развиваются вне зависимости от проблемы прав человека, которые вынесены за скобки. Поэтому нет никакой особенной необходимости играть в демократию. Лукашенко наперебой приглашают ехать в Европу, и это никак не увязано с ходом избирательной кампании. Ну, так а зачем тогда что-то еще пытаться демонстрировать Западу?

Тем более, то, чего достигли, уже обратно не повернут: визовые соглашения готовы. Получается, уперлись в потолок, выше которого не удастся прыгнуть, даже если провести эту избирательную кампанию лучше, чем предыдущие. Зависимость от оценки Запада резко уменьшилась, а коль так, то зачем играть?

Во время исторического визита в Минск американский дипломат Дэвид Хэйл обратил внимание на то, что у США остаются вопросы, обозначенные в Акте о демократии в Беларуси, но предстоящие парламентские и президентские выборы могут помочь устранить эту озабоченность. Для белорусских властей эти заявления ничего не значат?

— Дело в том, что американцы хотят видеть очень серьезные изменения: проведение свободных выборов в чистом виде, как это происходит в демократической стране. На это белорусские власти не готовы.

А если не готовы, то какие-то косметические вещи, будут ли зарегистрированы кандидаты от оппозиции, будет два депутата не от власти или три-четыре — на это американцы, наверное, не среагируют, считают в Минске.

Кроме того, официальные лица, которые приезжали в Минск, делали акцент на независимости Беларуси. Власти благоразумно посчитали, что больших внешнеполитических дивидендов они не получат, а риски внутри страны от действий оппозиционеров за целый месяц гораздо выше.

Валерий Карбалевич полагает, что тех, кто обжалует отказ в регистрации, скорее всего, не зарегистрируют: «Иначе зачем было этот скандал учинять?»

— Власти пошли на упрощение ситуации, они отказались играть в сложную игру.

Эксперт вспоминает, что подобным образом власти действовали в начале нулевых, когда массово не регистрировали оппозиционных кандидатов.

— В 10-ые годы власти действовали более элегантно: убирали неугодных на этапе голосования, ну что ж, дескать, народ не поддержал. Сейчас они вернулись к брутальным упрощенным способам борьбы с оппозицией.

В то же время политолог не исключает, что в Палату представителей могут пройти оппозиционеры:

— В парламенте могут появиться такие люди, гораздо менее известные и раскрученные, из провинции, которые совершенно не умеют говорить. Просто для галочки, чтобы показать Западу.

Валерий Карбалевич полагает, что избирательные участки, как и на прошлых выборах, будут пустыми, но это никак не отразится на официальных результатах голосования.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(41)