Политика

Карбалевич объяснил, какого президента хотят белорусы. И при чем тут Зеленский?

Политолог считает, что победа в Украине не опытного в политике человека означает слом большого тренда, который доминировал на постсоветском пространстве почти три десятилетия.

В колонке на Радыё Свабода Валерий Карбалевич обращает внимание на то, что до сих пор, как правило, на всех выборах побеждали высокие начальники, которые перед тем занимали руководящие должности. Во время острого кризиса после распада советской империи люди инстинктивно доверяли лицам, имевшим руководящий опыт.

По наблюдениям политолога, последние пять лет ситуация изменилась.

— Причем во всем мире. В демократических странах побеждают популисты, которые не имеют никакого политического опыта. Много писали о феномене Дональда Трампа, но и в странах ЕС наблюдается подобная тенденция. Однако в демократическом мире все же работают институты, которые микшируют и нейтрализуют сумасбродные шаги и действия этих популистов, — пишет обозреватель.

Новый тренд пришел и на постсоветское пространство. В качестве примера Карбалевич приводит бархатную революцию в Армении год назад, приход к власти несистемного политика, «человека улицы» Никола Пашиняна, который был ранее журналистом и депутатом, но не чиновником.

— Можно вспомнить и белорусский опыт. На президентских выборах 2015 года Татьяна Короткевич, человек из ниоткуда, вдруг набрала, по оценкам независимых социологов, более 20%.

Среди причин нового тренда политолог называет смену поколений («Люди теперь не боятся рисковать, выбирая новых лидеров»).

Также, по мнению Карбалевича, радикально снизилось доверие к существующей правящей элите.

— Сейчас, после победы Зеленского, в соцсетях России, Беларуси бурно обсуждают кандидатуры различных комиков в качестве претендентов на президентский пост. Но эта захватывающая игра отражает новую реальность. Теперь в глазах электората руководящий опыт кандидата совсем не обязателен. Более того, как показали выборы в Украине, он может быть даже вреден.

Думаю, что и в Беларуси существует сильный запрос на «человека со стороны». То есть — нет доверия ни к чиновникам действующего режима, ни к оппозиционерам. Портрет нового кумира очень прост. Он не должен быть отягощен неудачным политическим опытом, зато должен иметь большие амбиции и определенные элементы харизмы. А раскрутиться с помощью социальных сетей и новых политтехнологий — дело техники.

Но все это возможно только при условии, что в страну вернутся выборы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(143)