Карбалевич: «Если раньше Беларусь сохранялась в повестке дня из-за внутренних репрессий, то сейчас из-за своего соучастия в войне»
Политолог — о том, будут ли дальнейшие попытки торга режима Лукашенко с Западом.
Напомним, на прошлой неделе журналисты обнародовали письмо за подписью Владимира Макея, поступившее в начале апреля в дипломатические органы ЕС. Глава МИД Беларуси предложил Евросоюзу отказаться от санкционной политики, восстановить диалог и пообещал, что Беларусь не втянется в войну.
Как отметил в интервью Филину политолог Валерий Карбалевич, на пути к дальнейшему торгу режима Лукашенко с Западом есть очень серьезные препятствия.
— Первое — самое главное, что, в отличие от событий 2014-2015 года, после Крыма-Донбасса, Беларусь заняла позицию нейтралитета. Благодаря этому Запад поддержал идею нормализации отношений. Сегодня ситуация принципиально другая, сегодня Беларусь — союзница России в конфликте с Западом. Она соучастница агрессии против Украины, и это принципиальное отличие от того, что было после Крыма.
Кроме того, в 2014 году режим Лукашенко имел определенную поддержку в белорусском обществе. Сейчас этой поддержки нет, и компенсировать ее надо поддержкой со стороны России. Это значит, зависимость от России гораздо больше, чем была тогда.
С другой стороны, режим не может прекратить репрессии, потому что репрессии — это безусловное условие выживания, потому что если нет поддержки в обществе, то тогда надо усиливать репрессии. Либерализация невозможна по этой причине.
И наконец, Россия стала другая — гораздо более агрессивной. Она перешла все красные линии и готова на очень серьезный конфликт с Западом. РФ не будет отпускать Беларусь в автономное плавание, то есть будет следить за тем, чтобы наша страна не ушла из-под российского влияния, при этом будет действовать гораздо более жесткими методами, чем это было в 2014 году.
— То есть вы полагаете, что режим Лукашенко не будет демонстрировать Западу, что готов к либерализации?
— Пока я не вижу предпосылок для этого.
— С началом войны в Украине белорусская проблематика — политзаключенные, жертвы репрессий — отошла на другой план. Что может изменить ситуацию?
— Безусловно, геополитика вытеснила внутриполитическую повестку в Беларуси. Если раньше Беларусь сохранялась в повестке дня из-за внутренних репрессий, то сейчас из-за своего соучастия в войне.
Война вытесняет все другие вопросы и проблемы. Ничего более важного и страшного, чем война, нет, поэтому на этом фоне все другие проблемы уходят на другой план.
Если в Беларуси что-то случится совершенно необычное, снова протесты возникнут, конфликты внутри правящей элиты, проблемы у Лукашенко, тогда снова внутренняя повестка поднимется. Но пока предпосылок для этого я не вижу.
Читайте еще
Избранное