Общество
Сергей Балай

Кальварийское кладбище. Кому нужны старые могилы (фото)

Появившаяся в начале января информация о том, что на самом старом кладбище Минска собираются сносить ветхие могилы, всколыхнула общественность, представителей католической церкви и активистов по защите историко-культурного наследия. «Салідарнасць» попыталась разобраться в конфликте.

Ситуация с табличками, развешенными на ветхих захоронениях, остается актуальной до сих пор. Инициатор предупреждений – минский «Спецкомбинат КБО», – по всей видимости, не ожидал такой бурной реакции. Первым на развешенные объявления вдоль главной аллеи обратил внимание декан Кальварийского костела, ксендз Андрей Бородич. Позже стараниями костела и историко-культурного объединения «Гісторыка» о предупреждении узнало Министерство культуры. Начали выяснять у «Спецкомбината» суть предупреждений.

Директор кладбища – «Мы сами не рады ажиотажу с табличками»

– Что же все-таки на этом напоминании написано, – рассуждает директор кладбища Сергей Краснов. – Где есть хоть одно слово о том, что недосмотренные захоронения будут сноситься и уничтожаться? Мы просто призываем граждан, близких родственников, привести могилы в порядок, покрасить ограды, обновить цветники, если требуется, отремонтировать памятники. В общем, провести благоустройство захоронения, о чем и написано в статье 47 правил содержания мест погребения.

Директор кладбища заверяет: все слова на табличках, о принятии соответствующих мер, всего лишь «военная хитрость».

– Это просто слова. Никаких мер не может быть принято ни административного, ни другого характера. Они не прописаны в законе. Таким образом, мы пытаемся мотивировать родственников, привлечь их внимание к захоронения, – поясняет он.

На сегодняшний день Кальварийское кладбище насчитывает 19450 захоронений, более 300 из которых нуждаются в досмотре и благоустройстве. В обязанности персонала кладбища входит уборка территории, аллей от снега, вывоз мусора. Кальварийское кладбище считается ограниченно действующим: здесь разрешены лишь дозахоронения близких родственников.

– Новых захоронений против правил у нас быть не может. Никто не станет срывать старые могилы, даже если они безымянные. Все захоронения учтены в специальном плане – шахматке, – рассказывает директор кладбища.

– Мы никого не подгоняем – просто напоминаем, – подчеркивает он. – Теперь и сами не рады тому ажиотажу, который вызвали таблички, однако как-то нужно было привлекать внимание. Вот и с вашей помощью напоминаем тем, кто давно не был на кладбище – приходите к весне, ухаживайте за могилами.

На вопрос, как быть с захоронениями, оставшимися без присмотра родственников, например, могилами XIX века, Сергей Краснов лишь разводит руками:

– Пока никак. По закону мы не должны заниматься обновлениями этих захоронений. Только если это сделают волонтеры. Мы ожидаем выхода новой редакции закона о историко-культурном наследии. Возможно, работникам кладбища вменят в обязанность уход за «бесхозными» могилами.

Позиция костела – защитить памятник истории и архитектуры

– Наше мнение однозначно: могилам угрожают уничтожением. Но это кладбище – памятник архитектуры, – прокомментировал позицию церкви временно исполняющий обязанности пресс-секретаря Конференции католических епископов в Беларуси ксендз Юрий Санько. – «Спецкомбинат» разместил таблички с предупреждением, причем, в основном на центральной аллее кладбища. Нельзя уничтожать могилы, являющиеся частью историко-культурного наследия Беларуси.

Объединение «Гісторыка»: «Повышенное внимание к кладбищу – гарантия того, что могилы не тронут»

Ситуация с предупреждениями на могилах вызвала такой ажиотаж отчасти потому, что в 2005-2006 году были случаи уничтожения могил на Кальварийском кадбище.

– Объявления, развешанные на могилах, вызвали буквально панику в обществе, – подчеркивает руководитель общественного объединения «Гісторыка» Таша Михайловская. – Конечно, никого за руку не схватили, и могилы пока никто не сносил, поскольку есть стандартная процедура. Но в 2005 -2006 годах было несколько прецедентов, когда на Кальварийском кладбище несколько могил снесли после таких вот предупреждений. Родственники пришли благоустраивать, а захоронений уже нет.

– Возможно, работники кладбища и «Спецкомбинат» действительно ожидают новый закон о культурном наследии, – подчеркивает руководитель «Гісторыкі». – В любом случае, повышенное внимание к этим объявлениям является хоть какой-то гарантией того, что могилы на самом деле никто не тронет. Хорошо, если администрация кладбища действительно пытается привлечь внимание к благоустройству захоронений.

По словам Таши Михайловской, совместно с костелом было принято решение каждую первую субботу месяца устраивать на кладбище толоку-субботник по благоустройству могил силами прихожан и волонтеров. Очередная толока состоится уже в эту субботу, 21 января. Так что все желающие продемонстрировать свое неравнодушие к судьбе уникального кладбища могут это сделать.