Политика
Анастасия Зеленкова

Какой нам толк от «Евронеста»?

Все 10 мест в белорусской делегации в парламентской ассамблее политики ЕС «Восточное партнерство» («Евронест») отданы представителям белорусской оппозиции и гражданского сообщества. Соответствующее решение содержится в резолюции Европарламента, принятой 10 марта в Страсбурге. Между тем нерешенным остается главный вопрос: вокруг чего все-таки ломали копья власть и оппозиция, в чем для нас значение «Евронеста» и как он может повлиять на ситуацию в Беларуси? Даже сами политики сходятся во мнении, что эта структура больше формальная.

Николай Статкевич, председатель центрального оргкомитета Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада):

— Действительно по своей сути «Евронест» мало что решает. Это парламентская ассамблея “Восточного партнерства”. Туда должны войти 60 депутатов Европарламента и по 10 депутатов от каждой из 6 стран Восточной Европы, которые входят в «Восточное партнерство». Проблема возникла вокруг Беларуси, потому что Европейский парламент не признает парламент белорусский — таковы итоги выборов 2008 года. Поэтому эти 10 мест решено было предоставить представителям белорусского гражданского общества и политической оппозиции, но как наблюдателям, а не как полноценным членам. Власть, конечно, хочет получить все эти места и даже заручилась поддержкой парламентов других стран «Восточного партнерства», которые ее поддержали в ответ на то, что Лукашенко не признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Польские депутаты предложили компромисс: пять — оппозиция, а пять — Палата представителей. Лукашенко их «отблагодарил» за это очередным скандалом вокруг Союза поляков.

Какой смысл в «Евронесте» для белорусской оппозиции? Во-первых, это яркий и четкий сигнал поддержки. Потому что, к сожалению, последние год-полтора белорусская оппозиция таких сигналов получала чрезвычайно мало. В основном, это были сигналы в поддержку правящей власти. Во-вторых, это площадка для контактов со своими идеологическими партнерами из европейских стран. И, в-третьих, какая-то гарантия безопасности для тех людей, которые в этом будут участвовать: может, их не будут возить в лес зимой собирать грибы с мешком на голове, меньше станут избивать при задержаниях…

Для власти — это сигнал признания. Но по сути судьбоносного значения эта структура не имеет.

Анатолий Лебедько, лидер Объединенной гражданской партии:

— Цыплят посчитаем 24 марта, когда «Евронест» начнет свою работу. Я пробовал среди своих коллег поставить на первое место вопрос: а что такое «Евронест» и чем он может быть полезен для белорусской демократии и сторонников перемер в Беларуси? Вот это, на мой взгляд, ключевой вопрос. К сожалению, большинство структур не поддержали это направление. Предлагалось следующее: выработать наши рекомендации относительно того, что бы мы хотели видеть в Ассамблее «Евронеста»? Вторым этапом — согласовать позиции с рядом парламентов других стран, которые включены в это — Украина, Молдова, Грузия, — чтобы все-таки превратить «Евронест» в достаточно серьезную площадку. Не только как место для коммуникации, но и место, где вырабатываются какие-то рекомендации, которые будут положены на стол президенту Европарламента, министрам иностранных дел всех 27 стран — членов ЕС, соответствующие европейские комиссии.

Второй уже вопрос — вопрос представительства. Но тут у нас позиция предельно ясная. Мы за то, чтобы был равный статус и власти и оппозиции. Поэтому формула 5+5 является компромиссом и уступкой власти. Но ниже этой линии мы тоже опускаться не можем.

Лукашенко вообще неважно, будут там его депутаты или нет, для него самое главное здесь – если принимают его депутатов — значит, соглашаются с процедурой назначения (а не избрания) парламента в Беларуси. И это карт-бланш на последующие лета.

Внутри в оппозиции ситуация такова: я считаю, важно разграничить, отделить политическое от общественного. В рамках «Восточного партнерства» просматриваются две площадки: одна для негосударственных организаций — это гражданский форум, и другая — для политических структур, политических партий — это Ассамблея «Евронест». Не может быть ситуации, когда одна и та же структура по четным дням — неправительственная организация, а по нечетным — политическая структура (судя по всему, речь идет о движении Александра Милинкевича «За свободу» — «С»). Это будет лучше для наших национальных интересов.

К сожалению, пока говорить о каких-то серьезных возможностях «Евронеста» нельзя. Но за это можно было бы еще побороться, четко сформулировать свою позицию. Не думаю, что для Украины или Молдовы важен политический туризм, значит, у них тоже должны быть какие-то прагматические интересы, как превратить эту площадку во что-то действенное, имеющее инструменты влияния на ситуацию.

Аляксей Янукевіч, лідэр Партыі БНФ:

— Для беларускіх уладаў гэтае пытанне важнае найперш тым, што, калі б туды былі запрошаны прадстаўнікі Палаты, гэта азначала б чарговы міжнародны поспех сённяшняга палітычнага рэжыму і дэ-факта прызнанне Еўрапейскім саюзам. Для прыхільнікаў перамен жа важна, каб стандарты не змяняліся ў працэсе перамоваў, і калі ўсё ж ёсць дакументы аб непрызнанні выбараў у гэтую палату, павінна быць адпаведнае стаўленне і да дэпутатаў, якія ў гэтай палаце засядаюць. Для мяне важна прысутнасць у “Еўранэсце”. Гэта дасць большую магчымасць кантролю за інфармацыяй: як будзе адбывацца супрацоўніцтва паміж Еўрапейскай камісіяй і беларускім урадам, якія будуць кантакты і якое будзе супрацоўніцтва. Трэба, каб гэтая дапамога была скарыстаная на карысць народу Беларусі, а не на карысць цяперашняга рэжыму ці асобных палітыкаў, як у Беларусі, так і ў Еўропе.

Рэальнай сілай “Еўранэст”, зразумела, не будзе. Як і любая парламенцкая асамблея яна можа быць толькі нейкім форумам, нейкай пляцоўкай для абмеркавання і супрацоўніцтва. Але, на маю думку, удзел дэмакратычных прадстаўнікоў будзе значна больш карысны для Беларусі і народа, чым прадстаўнікоў ад палаткі.

Сергей Калякин, председатель Белорусской партии объединенных левых «Справедливый мир»:

— «Евронест» — это одна из структур «Восточного партнерства». Действительно, пока нет четкого регламента его работы, и это понятно. Ясно, что он будет рассматривать все, что связано с деятельностью Европарламента, в том числе и те проекты, в которых будут участвовать страны, входящие в «Восточное партнерство». 24 состоится первое заседание и там многое станет ясно. Конечно, это не парламент с точки зрения принятия каких-то законов. Это такой совещательный орган.

Беларусь там представлена специфически. И мы будем наблюдателями до тех пор, пока у нас не пройдут свободные, демократические выборы. Представители власти отказались от предложения пять плюс пять, поэтому все 10 мест и были отданы оппозиции. Я считал, что правильнее было бы пять мест все же оставить для власти, а заполнять это окно или нет — пускай бы решали сами? Но возобладала другая точка зрения, потому как окончательное решение здесь принимали не страны-участники, а Европарламент.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)