Каким может быть выход из кризиса легитимности
Есть два варианта.
План А
Требовать пересчета голосов и приведения к присяге избранного президента Светланы Тихановской.
Если власть уже уничтожила улики и установить честный итог выборов юридически безупречным способом не представляется возможным, предлагаю следующее.
План Б
Требования протестующих к ЦИК:
- признать выборы несостоявшимися (ст. 79 Избирательного кодекса);
- назначить повторные выборы с повторным выдвижение кандидатов и сформировать заново избирательные комиссии всех уровней (ст. 81 Избирательного кодекса).
Требования протестующих к Лукашенко:
- созвать внеочередную сессию парламента;
- предложить Палате Представителей кандидатуру Светланы Тихановской на пост премьер-министра;
- предложить парламенту вернуть Конституцию образца 1994 года;
- подать в отставку
Требования к Палате Представителей:
- утвердить Светлану Тихановскую в должности премьер-министра;
- принять отставку президента Александра Лукашенко;
- утвердить изменения в Конституцию, возвращающие ей первоначальный вид образца 1994 года. Для этого достаточно две трети голосов. Референдум не обязателен (ст. 97 ч.1 Конституции);
- назначает выборы в Верховный Совет в соответствии с Конституцией 1994 года. Выборы президента и парламента назначаются на один день.
Исполняющая обязанности президента Светлана Тихановская сможет выпустить политических заключенных и провести новые честные выборы. В частности, вместе с парламентом сформирует новый состав ЦИК.
Этот план хорош тем, что позволит провести честные выборы за 3 месяца, а не за 6, как обещала Светлана Тихановская. Кризис легитимности – крайне опасная вещь, и чем быстрее мы из него выйдем, тем лучше.
Светлана Тихановская всегда подчеркивала, что не стремится быть президентом и идет во власть ради трех основных целей: освободить политических заключенных, вернуть Конституцию 1994 года и провести новые честные выборы. План Б позволяет реализовать все эти цели на 3 месяца раньше и даже в том случае, если установить результат выборов не получится.
Народ очевидным образом выразил свою волю, проголосовав за Тихановскую. А значит ее программа – воля народа.
Не существует плана, при котором народ принял бы остающегося в должности Лукашенко.
Не существует плана, при котором можно провести повторные честные выборы при действующей власти.
Не существует плана, при котором народ принял бы в качестве главы государства, хотя бы и временного, некоего Головченко. Мы ничего не знаем об этом человеке, кроме того, что он – человек Шеймана, а Шейман – порученец со странностями при Лукашенко. Если для народа не приемлем Лукашенко, значит не приемлем и Головченко.
Существует опасность, что Россия может вмешаться в белорусские дела. Важно понимать, что Путину для минимальной легитимации своей интервенции нужен кто-то в белорусском руководстве, кто обратится за помощью к России.
Светлана Тихановская неоднократно говорила, что суверенитет – это святое, он не продается и не обсуждается. Лично я доверяю Тихановской. Ей точно не нужны здесь российские войска. Она обладает реальной, живой легитимностью. Чего нельзя сказать о Головченко или о ком бы то ни было еще, назначенном Лукашенко из своих подхалимов (других не осталось).
Цель Путина – ослабленный Лукашенко, готовый подписать всё, что угодно. Либо хаос, в котором можно попытаться что-то словить. Это значит, что чем дольше белорусская власть затягивает кризис легитимности, тем больше вероятность полной либо частичной утраты суверенитета.
Хотя вряд ли у Путина в арсенале осталось что-то такое, чего еще не использовал Лукашенко против белорусского народа. Поменять пробку в бутылке с шампанским, которую сильно потрясли, уже вряд ли получится.
Думаю, трезвые головы в Москве понимают, что для них единственный шанс взять реванш – это попытаться провести своего (своих) кандидатов на повторных выборах. Но и этого сильно опасаться не стоит. Гражданское общество в состоянии сформулировать «красные линии», за которые заходить демократически избранный политик не сможет.
Слабое место плана А, Б и любого другого мирного плана в том, что его должен принять Лукашенко.
Есть 5 этапов принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Сейчас Лукашенко находится на стадии торга. От власти звучат примирительные заявления. Лицемерные извинения главы МВД Караева за «травмы случайный людей». Заявление Качаловой: «Президент услышал мнение трудовых коллективов». Ну и «торг» от самого Лукашенко: «Людям надо это объяснить: хотите — бастуйте, хотите работать — работайте».
По статистике именно забастовки чаще всего приводят к падениям персоналистских авторитарных режимов. На пролитую кровь им наплевать.
Дальнейшая судьба Лукашенко – тема для отдельного разговора. Пока люди кричат: «Уходи!», но чем дольше длится насилие карательных отрядов, тем чаще начинают кричать: «Трибунал!» Лукашенко стоит поторопиться, если он хочет выбирать между персональной пенсией с иммунитетом от преследования и изгнанием, а не между трибуналом и поспешным бегством.
Читайте еще
Избранное