«Какая валюта? У людей зарплата чуть больше 100 долларов»
Корреспондент «Салідарнасці» отправился в родную деревню, чтобы узнать, что думают земляки о валюте, «тунеядцах» и политике.
Суровая социальная реклама в Кореличах
В родной деревне я не был с осени. Путь к ней лежит через райцентр Кореличи (Гродненская область).
Кореличская церковь ХІХ века в утренних сумерках напоминает один их львовских храмов. Этому способствует рассеянный настенной подсветкой полумрак, а также характерный холмистый рельеф. Но скоро светлеет, магия света исчезает, и Кореличи становятся Кореличами.
В 2011-м здесь проводили областные «Дожинки». Спустя пару лет начинают проявляться последствия аврального ремонта: просевшая плитка на тротуарах, облезшая краска на стенах домов.
Немногочисленные прохожие, попадающиеся серым воскресным утром, в большинстве своем хмурые. Единственный, кто открыто и счастливо улыбается, идя мне навстречу, это мужик с батоном и бутылкой пива, дождавшийся открытия первого магазина.
У закрытого банка на площади молодая пара изучает табло с курсами.
— Поехали в Новогрудок, все равно здесь долларов нет, — говорит молодой человек.
Вопрос о валюте одним из первых я задаю своим родным.
— Какая валюта? У людей зарплата чуть больше 100 долларов. Если у кого и есть за что купить, то люди не хвастаются этим. Раньше, когда большинство растило свиней на продажу, вырученные деньги сразу переводили в валюту. Как и любые другие свободные деньги. Теперь же зарплаты маленькие, задерживают их. Пока получишь, почти всю за долги в магазине и вернешь, — рассказывают родные.
Из разговора делаю вывод: валютные страсти в понимании многих сельчан представляются сугубо городским явлением.
Из магазинов пропали экзоты
Сахар нужен во все времена
Особых перемен в ассортименте деревенских магазинов не замечаю. В частных магазинчиках все больше российские продукты — сдобы, конфеты и даже селедки. Но восточная экспансия началась не вчера. Частник давно уже закупает, что подешевле.
К новогодним праздникам постарались все — и частные, и государственные магазины, говорят земляки. А вот после Нового года с прилавков пропали цитрусовые и другие экзоты.
О зимних помидорах и огурцах, временно исчезнувших из продажи, многие не горюют — большинство каждое лето заготавливает собственные закатки.
Собрали в сельсовете всех «тунеядцев»
В глубинке многие пьют. Из-за дороговизны спиртного особо непритязательные покупают в аптеках российский 95%-й «бальзам»
Тема «тунеядцев» в деревне на слуху. Да и как не знать, если о борьбе с ними едва ли не каждый день говорят по радио и пишут в газетах. Некоторым из деревенских жителей пришлось столкнуться с проблемой нос к носу.
— В середине января в сельсовете собрали всех, кто попал под описание. Пьющие и неработающие, официальные безработные, родители из неблагополучных семей, — рассказали мне свидетели собрания.
Надо сказать, что сельсовет подошел к делу не формально. «Тунеядцам» предложили кому работу, кому запись на курсы переквалификации.
— Это хорошо, конечно. Хватает у нас и таких, что пьют не просыхая, детей не смотрят. Одним словом, проблема есть, и надо ее как-то решать. Но многие не берутся за предложенную работу из-за крошечной зарплаты. Как на эти полтора миллиона семью кормить? — разводит руками земляк.
Про политику
Политические дебаты в деревне иногда вспыхивают. Но, как правило, люди не трогают внутриполитические темы. Даже про тот же курс доллара предпочитают отмалчиваться. А вот про «киевскую хунту» некоторые поговорят охотно.
У большинства сельчан на домах установлены спутниковые антенны, которые принимают и украинские каналы. Но они, чаще всего, развлекательные. Есть и те, кто смотрит «Белсат», но они в меньшинстве.
— Люди говорят штампами: бандеровцы, хунта, каратели, мирные жители Донбасса. Но некоторые небезнадежны, пытаются выслушать альтернативное мнение, — делится впечатлениями от разговоров о политике один из зрителей «Белсата».
Мода на «вьетнамцев»
После свиной чумы, которая вычистила не только частные подворья, но и местный свинокомплекс, многие так и не решились заводить хрюшек. У кого-то нет уже здоровья, кто-то боится, что чума вернется, а кое-кто за время карантина научился закупаться в магазинах.
— Берут целыми разрубами, по полтуши. Чтобы и сало можно было посолить, и полендвицу какую, и на котлеты детям, — рассказывают земляки.
Многие нашли альтернативу свинине: растят бройлерных кур, индеек, кроликов.
Но есть и смельчаки, которые воспользовалсь сокращением карантинной зоны. В деревне набирает обороты мода на вьетнамскую породу свиней. Секретов у этой популярности несколько. Кто-то рассказал, что они меньше восприимчивы к чуме. Кроме того, летом их можно кормить едва ли не одной травой.
Россию надо кормить
— Недавно прошла новость, что будут возобновлять работу свинокомплекса. Во время чумы все поголовье вырезали, а комплекс только-только прибыль стал приносить, — рассказали земляки.
По их словам, руководство хозяйства не в восторге от идеи возрождения поголовья:
— Будут одни убытки. Ведь пока выйдешь на прежний уровень, а его хотят еще и превзойти в кратчайшие сроки. Не будет у нас зарплат. А начальство переживает, чтобы чума не вернулась. Ну, а властям, понятно, зачем это. Нужно Россию кормить, у них же там санкции.
Спрашиваю, что сегодня тревожит простых людей? Все же кризис на дворе.
— Есть ощущение какого-то ожидания. Нет определенности: что будет завтра, чего ждать, какие планы строить? — поделились со мной мои родные.
Жители Кореличей под старость покупают домики в окрестных деревнях, оставляя квартиры детям. Такие дома выделяются на отживающих свое сельских улицах
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное