Экономика
Алина Таряник

Как живут белорусские овцы (фоторепортаж)

После того, как Александр Лукашенко задал курс на разведение овец, корреспондент «Салідарнасці» побывала на самой крупной белорусской овцеферме. Мы узнали, чем живет это сельскохозяйственное предприятие, с какими проблемами сталкивается и на какие перспективы рассчитывает.

В СПК «Конюхи» трудно попасть на общественном транспорте – сельскохозяйственное предприятие разместилось в одноименной деревне в Ляховичском районе Брестской области, куда автобусы ходят раз в два дня. Это единственное в Беларуси крупное хозяйство по разведению овец – овцеферма насчитывает 2600 голов породы тексель.

Овцы – животные довольно прихотливые, боятся сквозняков и не могут жить в сырости, в низинах. Предприятие в Конюхах уже почти 40 лет старается обеспечить им благоприятные условия.

В перспективе – расширение и собственная переработка. Пока лишь старая ферма

СПК «Конюхи» работает с 1974 года. После взрыва на Чернобыльской АЭС многие овцефермы закрыли, поскольку шерсть овец накапливает радиацию. В Конюхах уровень излучения после трагедии существенно не повысился, и сельскохозяйственное предприятие продолжило существование.

Правда, постройки сорокалетней давности, в которых находятся животные, теперь нуждаются в реставрации.

– Мы постепенно переделываем ферму, своими силами. До середины апреля нынешнего года об овцеводстве особо не вспоминали, государственные программы поддержки и сейчас направлены, в основном, на предприятия, занимающиеся разведением крупного рогатого скота, – делится директор СПК «Конюхи» Алексей Ковальчик.

В конце лета 2012 года должна быть принята программа развития овцеводства в Беларуси, на которую очень надеются в Конюхах. Без дотаций развитие производства будет нерентабельным. По подсчетам экономистов предприятия, для неплохой прибыли необходимо увеличить количество овец на ферме до 5000 голов (и 3000 из них должно составлять маточное поголовье). Сейчас на предприятии находится всего 2600 животных, каждый год рождаются и продаются около 600 барашков.

Собственной переработки в Конюхах нет – баранов продают живым весом.

Качеству шерсти животных перестали уделять должное внимание, когда предприятие переориентировалось на мясное производство. Теперь, чтобы снова получить востребованную шерсть, нужно закупать новых овец породы тексель в Западной Европе. А один барашек этой породы стоит около 1500 евро.

Поэтому предприятие и рассчитывает на поддержку государства, надеясь получить на развитие несколько десятков миллиардов рублей. В планах СПК – возвести еще несколько сооружений для овец, наладить собственную переработку. На это уйдет от 5 до 7 лет. Плюс необходимо обучить специалистов, подготовкой которых займется техникум в Ляховичах.

Нужно ли больше шерсти?

Барашки и ярки рождаются каждый год в ноябре-декабре. Еще четыре месяца ягнята обоих полов находятся вместе. А уже в марте-апреле начинают пастись отдельно.

Барашки растут 8-9 месяцев, потом отправляются на мясокомбинаты. Ярки остаются на ферме и в том же году уже готовы принести потомство.

Шерсть стригут раз в год, когда она отрастает на 5-8 см

Итак, каждый год предприятие продает на мясо около 600 молодых баранов. Себестоимость молодняка – 45-60 тысяч рублей за килограмм живого веса. Контракты с предприятиями переработки подписаны, рынки сбыта найдены, но директор «Конюхов» не совсем доволен:

– Мы продаем наших овец живым весом на изготовление детского питания на «Оршанский мясоконсервный комбинат». Но тут есть несколько нюансов. Во-первых, не совсем устраивает предложенная цена. Но других возможностей продажи у нас нет – комбинат имеет возможность забрать животных своим транспортом, забивает баранов также у себя. Во-вторых, очень жаль, что у нас в области нет ни одного подобного комбината и продавать приходится так далеко. В-третьих, баранина – это замечательное мясо для шашлыков, но у нашего предприятия нет машины с холодильником, поэтому мы не можем отвезти мясо на рынок в Минск, как делают это фермеры, – рассказывает о текущей ситуации Алексей Ковальчик.

Кроме мясокомбината, раз в два года 100 голов закупает биофабрика, которая производит лекарства из крови баранов.

Об утраченном качестве шерсти

– Мы «пошли в мясо» и за качеством шерсти перестали следить, поэтому сейчас шерсть пригодна только для изготовления одеял, – замечает зоотехник Роман Бовтрукевич.

Закупочная цена шерсти – 13 500 рублей, постоянный покупатель – «Смиловичская валяльновойлочная фабрика».

Для изготовления валенок шерсть овец из Конюхов не годится: недостаточно грубая, для изготовления костюмов – недостаточно тонкая.

– Минский камвольный комбинат сейчас требует 5 тысяч тонн шерсти, – рассуждает директор СПК. – Теоретически мы можем удовлетворить только 1% потребности комбината в шерсти (в «Конюхах» производится всего 6 тонн шерсти). Поэтому пока сотрудникам камвольного комбината приходится сидеть без работы или иметь дело с зарубежной шерстью. А можно ведь получать свою.

***

Во время посещения «Конюхов» бросилось в глаза, что работники облагораживают территорию. Как выяснилось, через несколько дней на базе СПК должен был пройти семинар по овцеводству. Но, говоря о рентабельности, расширении и прочих тем о перспективах, все-таки всплыл вопрос и о зарплате подсобных рабочих.

Выяснилось, что те получают лишь одну минималку, половина из которой у некоторых уходит на выплату алиментов. Даже зоотехник с опытом работы в 29 лет на данном предприятии, получает всего около 1,6 млн. рублей.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(2)