Лица
Андрей Алферчик

Как женщины приходят к власти: Джулия Гиллард

«Эвкалиптовая леди» Джулия Эйлин Гиллард родилась 29 сентября 1961 в уэльском городке Барри. Мать Джулии была домохозяйкой, занималась воспитанием Джулии и её старшей сестры, а отец был простым шахтёром.

Джулия не отличалась хорошим здоровьем и в раннем детстве переболела пневмонией, после чего врачи настоятельно советовали семье переехать из пыльного шахтёрского городка в более тёплую страну с подходящим климатом.

Выбор пал на Австралию, город Аделаиду (Джулии тогда было 5 лет). По приезде отец и мать девочки закончили медицинские курсы ради того, чтобы выходить дочку, одновременно устроившись на работу санитарами.

Семейство Гиллард, Джулия справа, слева её сестра Элисон

Поскольку в семье денег было совсем немного, дочери ходили в самую простую муниципальную школу. В 1978 году Гиллард поступает в Университет Аделаиды на факультет искусств. Со 2-го курса начинает заниматься общественной деятельностью в университете. Тогда была очень большая кампания (1978-79-й год) по борьбе против сокращения статей государственного бюджета на образование, в которой Джулия участвовала.

За счёт своей огромной общественной активности к 1983 году девушка набирает популярность и выигрывает свои первые выборы на пост президента Австралийского союза студентов. В том же году, закончив Университет Аделаиды, она едет получать степень магистра права в Университет Мельбурна. Нужно отметить, что в студенческие годы у Гиллард окончательно сформировались левые политические взгляды, она очень увлекалась Марксом и Лениным.

Но на тот момент Джулия Гиллард ещё не видела себя как профессионального политика. Она рассматривала тогда карьеру юриста, но ее юридическая деятельность в сфере рабочего законодательства подспудно формировала в ней политика. «Каждый гражданин должен заниматься политикой» – говорила сама Гиллард.

В 1987-м она приступила к юридической практике в частной фирме «Slater and Gordon» в Мельбурне. За три года работы в сфере трудового права будущая премьер-министр выросла до партнёра, ей было всего 29 лет.

Но интерес к политике не пропал и в начале 90-х стал только нарастать. И в 1996 году Гиллард вошла в большую политику, начав работу с тогдашним лидером Лейбористской оппозиции в штате Виктория Джоном Брамби. Джулия работала главой его секретариата и руководила его избирательной кампанией.

Работа в качестве политорганизатора закончилась в 1998 году, когда Гиллард впервые избралась в федеральный парламент Австралии от Лейбористской партии. Интересно то, что девушка из бедной семьи, в которой никогда не было лишних денег, добровольно отказалась от перспективной работы адвоката в пользу гораздо менее оплачиваемой работы законодателя. Гиллард в тот момент было уже 37.

Что касается личной жизни Джулии, то по сей день она не состоит в официальном браке и не имеет детей. Но Гиллард не одинока, живет с Тимом Мэтисоном, профессиональным парикмахером-стилистом, в его салоне они и познакомились. Многие шутили, что у премьер-министра всегда идеальная причёска, потому что она живёт с собственным парикмахером.

Противники часто критиковали Джулию за отсутствие семьи, на что она отвечала: «Я отдаю себя всю государству».

В 2001 году, когда Лейбористская партия имело меньшинство в парламенте, Гиллард впервые вошла в правительство, хоть и «теневое». Она сменило в нем несколько должностей за 6 лет, была теневым министром по вопросам населения и иммиграции (2001-03), теневым министром здравоохранения (2003-06) и заместителем лидера оппозиции (2006-07).

После победы на парламентских выборах 2007 года Гиллард стала вице-премьером в правительстве Кевина Радда. Кроме того, ей было доверено управлением новым департаментом, включавшим сразу три министерских портфеля (образования, занятости и трудовых отношений).

И в период с 2007 по 2010 происходит то, чем были удивлены многие австралийские аналитики и политологи. Кевин Радд, будучи в оппозиции, являлся самым популярным политиком к моменту своего избрания. Став премьером, он за 2,5 года умудрился пустить свою популярность под откос.

И тут Гиллард фактически поставила Радда перед фактом, что собирается его сместить, приняв участие во внутрипартийных выборах на роль лидера, а значит, и на роль нового премьер-министра. Радд сначала решил принять вызов. И только после того как провели внутренний опрос, он понял, что в пух и в прах проиграет. Он снял свою кандидатуру с внутрипартийных выборов.

24 июня 2010 года Джулия Гиллард была избрана новым лидером правящей Австралийской лейбористской партии. Таким образом, Гиллард стала новым премьер-министром, хотя формальное ее назначение и принятие присяги состоялись чуть позднее.

Вот портрет Гиллард от российского журналиста Николая Троицкого: «Джулия Эйлин Гиллард называет себя лейбористкой. Вся ее жизнь в политике связана с партией, которая называет себя «Рабочей». Да и сама она вышла из рабочего класса, из шахтерской семьи, и на заре карьеры рабочим классом и рабочим правом занималась профессионально. Но это отнюдь не мешает ей возглавлять правительство вполне буржуазной и полностью капиталистической страны. И никаких проблем, извините за выражение, с помещиками и фабрикантами, и никакой классовой борьбы.

Отгуляли, рассеялись призраки коммунизма и социализма, что бродили когда-то по Европе, а до Австралии они толком даже не добрались. Лишь доехала в колонию из метрополии Рабочая Лейбористская партия, утратив по дороге первичные политические признаки, и отличается от Либеральной или Национальной уже не риторикой, не программой, а только названием.

Джулия Гиллард – политик не радикальный, да за радикалов в таких респектабельных государствах не принято голосовать. Она хотела бы сделать свой доминион республикой и окончательно отделиться от Объединенного королевства, в котором родилась. Но в этом замысле и проекте нет ничего, собственно, лейбористского. По этому поводу на зеленом континенте сложился консенсус, вот только они не хотят обижать старушку Елизавету. А следующий британский монарх Австралию навсегда потеряет.

Джулия Гиллард – первая женщина на своем посту. Так получилось, что она оказалась умнее, хитрее, красноречивее и популярнее конкурентов-мужчин. Да в ее политике и нет ничего такого, что считают специфически женским – ни излишней мягкости, ни чрезмерного миролюбия. Скорее уж эта дама продолжает традицию Маргарет Тэтчер, и разница в их партийной принадлежности никакого значения не имеет».

Как женщины приходят к власти: Даля Грибаускайте