Комментарии
Светлана Калинкина, «Народная воля»

Как же вы могли, мастер?..

В связи с новостью о скором появлении в Минске единственного на постсоветском пространстве памятника сотрудникам КГБ вспомнилось.

… В Вашингтоне, внутри офиса ЦРУ, есть памятник этой спецслужбе. Выполнен в виде какой-то жуткой криптограммы, расшифровку которой автор торжественно вручил в конверте директору ЦРУ в день открытия монумента. Вот с тех пор только они и знают, что на памятнике написано – «взломать» код никто не смог. Хотя до терактов 11 сентября можно было войти внутрь комплекса зданий, посмотреть эту таинственную шифровку в виде буквы S, сделать фото, после терактов вход всем посторонним запретили.

В Израиле нам рассказывали, что там имеется парк Массада. Но не в городе, а в Иудейской пустыне. И что там есть памятник агентам израильской спецслужбы, которые погибли при выполнении заданий за пределами страны. Как это выглядит – не видела, не знаю. Но почему-то не в людном месте разместили парк, хотя Израиль – страна с особым отношением к вопросам безопасности.

В Анкаре есть специальный монумент безопасности. Если я правильно помню, то он имеет какое-то отношение к полиции. Насколько известно, в полиции как государственном институте далеко не во всех странах видят врага. Тем не менее, народ дружно называет монумент «памятником предохранения». И хотя «изделие номер два» он ничем не напоминает, русскоговорящие гиды делают акцент на смысловой особенности перевода.

Минск, как это ни парадоксально, не рискнул выбиваться из общей тенденции: все, что связано со спецслужбой – подальше от глаз людских.

Мингорисполком еще недавно выносил на всеобщее обсуждение проекты памятников, которые запланированы к установке в Минске. Однако про памятник сотрудникам органов КГБ не было сказано ни слова. Побоялись, постеснялись, столичную мэрию даже не уведомили…. Не знаю. Но общественное мнение по поводу таких памятников, видимо, во всех странах мира даст одинаковый результат. Просто потому, что памятники насилию ставить не принято. Кто-нибудь обязательно линет на него краской или вывернет рядом тележку с навозом.

Я искренне удивлена, что даже в Беларуси это понимают. И что памятник сотрудникам КГБ будет для внутреннего пользования, что его установят не на центральной площади, а в стороне от посторонних глаз, на территории Академии национальной безопасности. Это как-то совсем не по-нашему, совсем не в нынешнем белорусском стиле.

И это хорошо.

А плохо то, что памятник КГБистам появится раньше памятника их многочисленным жертвам. Грех в этом большой.

Видимо, из-за этого греха человек, в наше время взявшийся увековечивать Феликса Дзержинского и его верных последователей, просто не дожил до того дня, когда смог бы увидеть свое детище. Очень внезапно в этом году ушел из жизни скульптор Владимир Жбанов, автор «городских игрушек», изменивших и очеловечивших Минск. «Дама на скамейке» недалеко от вокзала, «Лошади» возле ратуши, лично моя любимая – «Маленький генерал» у суворовского училища… Теперь, когда мы увидели на фото последнюю работу Жбанова, его безвременный уход кажется символичным. Как же вы могли, мастер?..

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)