Власть

Дмитрий Косач

Как «возвращение исконных земель» привело диктатора к краху

«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Власть» рассказывает, как и почему Саддам Хуссейн попытался присоединить к Ираку Кувейт, и какими последствиями обернулась эта военная агрессия для его режима.

Саддам Хусейн считал государственность Кувейта недоразумением

И не только он, а в целом политическая элита Ирака. В Багдаде:

  • называли независимость Кувейта недоразумением;
  • заявляли, что при распаде Османской империи Великобритания не так провела границы;
  • настаивали, что Кувейт должен войти в состав Ирака.

Сам же Саддам Хусейн мечтал об объединении арабов и говорил об особой миссии Ирака, претендуя на лавры всеобщего лидера. Для начала эти взгляды привели к ирано-иракской войне: Багдад подозревал Тегеран в намерении распространить исламскую революцию на весь регион. Бои, длившиеся восемь лет (1980-1988 г.г.), привели к кризису в экономике Ирака. Ситуация усугублялась падением цен на нефть, экспорт которой давал стране 60% ВВП.

В 1990 году Саддам Хусейн заявил, что страны Персидского залива вступили в «антииракский сговор», сдерживая цены на нефть, и обвинил соседний Кувейт в незаконной добыче сырья из приграничного района.

Это было подготовкой к аннексии соседнего государства. Таким способом Саддам Хусейн планировал и экономику вытянуть из кризиса (за счет получения новых запасов нефти), и свою популярность повысить (за счет «маленькой победоносной войны» с восстановлением «исторической справедливости»).

У иракского диктатора не было сомнений в победе: его армия была самой мощной в регионе. Кроме того, он считал, что западные политики не станут вступать в эту войну. Саддам исходил из того, что Запад практически не отреагировал на его нападение на Иран и жестокие репрессии внутри Ирака.

Так началось вторжение в Кувейт под лозунгом «оказания помощи народу, восставшему против режима» и возвращения «исконно иракских земель, отобранных британскими колонизаторами»

Весь мир спустил Саддаму Хусейну расправы с внутренней оппозицией и инакомыслием… У диктатора постепенно складывался комплекс безнаказанности. Он твердо верил, что западные политики – изнеженные белоручки, испорченные цивилизацией, которые не решатся наказывать Багдад силой.

Виктор Посувалюк, посол СССР и РФ в Багдаде (1990-1992)

«Спецоперация», обернувшаяся «бурей в пустыне»

Иракские войска оккупировали Кувейт всего за пару дней (2-4 августа 1990 года). К 7 августа на территории Кувейта была сформирована «народная республика», чье руководство обратилось к Саддаму Хусейну с просьбой: «Кувейт должен вернуться в лоно родины – великий Ирак». Ходатайство было удовлетворено, и независимое государство объявили провинцией северного соседа.

Иракские танки берут Эль-Кувейт

Кувейтцев начали переделывать в иракцев: заставляли менять документы, номера автомобилей, переименовывали госучреждения. Страна подверглась разграблению, иракские военные вывозили что могли: ценности, автомобили, одежду, оборудование.

Но оккупация Кувейта стала катастрофическим просчетом Саддама. Эта страна имела тесные отношения с США. К тому же Соединенные Штаты опасались, что иракский диктатор может пойти дальше – на Саудовскую Аравию, главного экономического и политического партнера американцев в регионе. И на этот раз Вашингтон отреагировал совершенно иначе, чем на предыдущие «проказы» багдадского вора.

Вскоре Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую использование силы против Ирака в случае, если его войска не будут выведены из Кувейта до 15 января 1991 года. После этой даты началась операция международной коалиции под названием «Буря в пустыне», в которой с большим размахом применялись авиация и высокоточное оружие.

Спустя 39 дней союзники выбили иракские войска из Кувейта, восстановив его независимость. Оккупанты понесли громадные потери – порядка 100 тысяч человек погибшими.

Уходя, иракские войска поджигали нефтяные скважины, за что их стране впоследствии также придется дорого заплатить.

Санкции, уничтожившие экономику Ирака

Саддам Хусейн потерпел не только болезненное военное поражение, но и оказался в новой неприятной для себя реальности. Международное сообщество ввело против иракского режима торгово-финансовое эмбарго. Прежде одна из самых успешных экономик региона окончательно скатилась в кризис.

Эмбарго было почти тотальным. В отношении Ирака запустили специальную программу «Нефть в обмен на продовольствие»: главный экспортный товар разрешалось продавать только в ограниченном объеме, а на вырученные деньги обязательно закупались продукты для гражданского населения.

Об эффективности санкций против режима Саддама Хусейна можно спорить. С одной стороны, его вынудили забыть о «великом Ираке» и территориальных претензиях к соседним государствам, но вместе с тем власть диктатора внутри страны не пошатнулась – благодаря усилившимся репрессиям. 

С другой стороны, именно санкции уничтожили экономическую систему страны, из-за чего в 2003 году режим не смог оказать серьезного сопротивления американским войскам. Что интересно: те вошли с территории Кувейта, из которого Ирак сделал своего заклятого врага.

В 2006 году Саддам Хусейн был повешен за свои преступления. А Ирак только в феврале этого года завершил выплату более чем $50 млрд компенсации ущерба за незаконное военное вторжение в Кувейт в 1990 году.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(34)