Политика
Вадим Ливнев

Как власти отомстили Короткевич

Сенсация! Впервые за всю историю палаты представителей Национального собрания там будет представитель Объединенной гражданской партии. По версии Центризбиркома, Анна Канопацкая набрала больше голосов, чем баллотировавшаяся в том же округе экс-кандидат в президенты Татьяна Короткевич.

Вечером в пятницу, 9 сентября, на «Белорусском партизане» появилась статья «Как «добить» Короткевич». Примерно за 50 часов до окончания голосования был озвучен следующий сценарий: в округе №97 победит не сторонник действующей власти, начальник Минского железнодорожного вокзала Александр Дрожжа, а кандидат от ОГП Анна Канопацкая.

Тем самым власти убивают, как минимум, двух «зайцев»: показывают Западу, что в палату проходит оппозиция и наносят удар по Татьяне Короткевич, которая «проиграла» другому независимому кандидату. Причем прогноз содержал еще одну деталь: экс-кандидата в президенты поставят на третье место, еще и после Дрожжи.

В понедельник, 12 сентября, около половины первого ночи глава Центризбиркома Лидия Ермошина даёт пресс-конференцию. Из 110 округов на этот момент у неё есть результаты голосования только по одному – угадайте, по какому. Да, вы правы: по 97-му. Сюрприииииз! Победу там, по версии ЦИК, одержала Анна Канопацкая.

Детали

Корреспондент «Нашай нівы» Егор Мартинович провёл день как раз в 97 округе, на избирательном участке № 205. И вот на какие любопытные детали он обратил внимание:

1. Досрочно здесь проголосовали всего 6,69% избирателей. Абсолютная аномалия: ЦИК объявил, что по Беларуси со вторника по субботу «волеизъявилась» почти треть граждан, обладающих соответствующим правом – 31,29%. На участке № 204, расположенном в той же школе, что № 205, досрочно проголосовавшими числилось в 3,5 раза больше избирателей.

2. В последний день голосования, по состоянию на 19:50, по подсчетам наблюдателей, успели проголосовать 432 человека. С учетом досрочного и надомного волеизъявления реальная явка должна составить около 25,5%.

3. Во время подсчета голосов самой большой была стопка Анны Канопацкой, второй по высоте – Татьяны Короткевич, следом, скорее всего, шел Дрожжа.

Потом Егора Мартиновича выдворили с участка из-за истерики, которую устроила наблюдатель «Белой Руси». Позднее наблюдатель от Белорусского Хельсинкского комитета рассказал журналисту, что комиссия «увеличила» количество участников голосования вдвое (!) — с 613 до 1242 человек.

«То есть вместо некрасивой явки 25% в протоколе появились представительные 51,6%. Эти несуществующие голоса добавились как в результатах досрочного голосования, так и в день выборов.

Интересно, кому пошли эти голоса? Трудно поверить, но, кажется, пропорционально всем…

Итоговый протокол участка №205 выглядит следующим образом:

1. Анна Канопацкая (Объединенная гражданская партия) — 359 (28,9%)

2. Татьяна Короткевич (Говори правду) — 255 (20,5%)

3. Александр Дрожжа (провластный кандидат) — 174 (14%)

4. Константин Монтач (пролукашенковский коммунист) — 28 (2,3%)

5. Евгений Макаров (оппозиционный коммунист) — 26 (2,1%)

6. Валерий Клинцов (партия атамана Улаховича) — 13 (1%).

Если честно, то победил вариант «против всех» — 387 голосов (31,2%). Однако в парламент он пробиться не сможет.

Анна Канопацкая не избрана, а назначена победителем выборов. Не ее вина в этом, но факт остается фактом», — резюмирует Мартинович.

За что так обошлись с Короткевич

Татьяна Короткевич с лидером ОГП Анатолием Лебедько во время президентской избирательной кампании 2011 года. Фото Еврорадио

«Назначение в депутаты Канопацкой — это, прежде всего, щелчок по носу Татьяне Короткевич», — полагает еще один журналист «Нашай нівы» Змитер Панкавец. Почему так вышло?

Тут надо отделить мух от котлет. Судя по репортажу Егора Мартиновича, не исключено, что Татьяна Короткевич действительно набрала меньше голосов, чем Анна Канопацкая. Минск и на президентских выборах дал одному из лидеров кампании «Говори правду» относительно немного голосов (согласно данным независимых опросов). В столице сильны условно радикальные настроения, а Короткевич ряд лидеров оппозиции называли спарринг-партнером Лукашенко. По этой же причине она могла не добрать голосов и во время нынешнего голосования.

Однако в реальности, кто станет депутатом, а кто нет, по-прежнему определяют не избиратели. Почему власти решили так, а не иначе?

Судя по всему, Короткевич не оправдала надежд Лукашенко. Накануне президентских выборов её экс-соратники озвучивали сценарий: мол, Татьяна нужна только для того, чтобы по окончании избирательной кампании легитимизировать её, признав победу действующего главы государства и преподнеся ему по этому случаю букет роз.

Судя по всему, именно этого ждали от Короткевич и в администрации Лукашенко. Но ни того ни другого она не сделала. И власти нашли способ отомстить экс-кандидату в президенты.

Последняя интрига

Вопрос в том, как теперь поведет себя Анна Канопацкая и Объединенная гражданская партия. Достаточно очевидно, что выборы в округе не состоялись: реальная явка избирателей составила гораздо меньше необходимых 50%. И теперь ОГП и Канопацкой предстоит сделать свой собственный выбор: согласиться с официальными результатами или нет?