Комментарии

Историк Леонид Млечин, Эхо Москвы

Уроки истории: Как умер вычисленный спецназом полковник Масхадов

27 января 1997 года на президентских выборах в непризнанной Чеченской Республике Ичкерия победил Аслан Масхадов.

Он родился в 1951 году в  Казахстане, куда выслали его родителей. В Чечню семья смогла вернуться только в 1957-м.

Он окончил Московское высшее артиллерийское училище имени Калинина, дослужился до полковника и командовал самоходно-артиллерийским полком. Осенью 1991 года подал рапорт об увольнении и переехал в Чечню. Получил пост военного комиссара республики. Когда началась первая война, генерал Джохар Дудаев присвоил ему звание дивизионного генерала и назначил начальником штаба вооруженных сил.

12 февраля 1997 года Масхадов вступил в должность. Церемония состоялась во Дворце химиков, который уцелел во время бомбежек и обстрелов. Над сценой повесили лозунг: «Ислам и свобода». Из почетных гостей были секретарь Совета безопасности России генерал Александр Лебедь и президент Ингушетии Герой Советского Союза Руслан Аушев.

 — Мы должны сделать нашу республику независимой,  — обещал Масхадов.

У Масхадова было повреждено горло, поэтому он с трудом говорил. Впрочем, это был не единственный его недостаток. Управлять республикой он не смог. Выяснилось, что существовать самостоятельно Ичкерия не способна — там не было ни власти, ни экономики; образовался просто криминальный режим.

В августе 1996 года в Хасавюрте Лебедь и Масхадов подписали совместный документ «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой».

Масхадов заявил по телевидению:

 — Как только российские войска уйдут, мы построим исламское государство.

Когда в 1999 году началась вторая война, руководители операции на Северном Кавказе решили довести до конца то, что не удалось в первую войну: то есть полностью подавить организованное сопротивление в Чечне, взять республику под контроль и ввести войска во все населенные пункты. Они исходили из того, что гнойник нужно уничтожить, иначе гной будет отравлять всю страну. Генералы решили, наконец, взять реванш. За вывод войск из Восточной Европы, за десять лет сокращений и увольнений, за неудачи прошлой чеченской войны. Генералам представилась благоприятная возможность доказать себе и  всему миру, что они все могут и все умеют.

Масхадов, лишившийся поддержки собственных боевиков, перемещался с телохранителями по селениям, где у него были родственники. И только последние полгода своей жизни безвыездно находился в доме № 2 по улице Суворова в селении Толстой-Юрт Грозненского сельского района Чечни. Вместе с охранниками сидел в тесном подвале, наверх поднимался для совершения намаза – на рассвете и вечером. Целые дни проводил у компьютера.

Масхадов все еще ощущал себя президентом Ичкерии. Надеялся, что Москва вступит с ним в мирные переговоры. Его навестил самый известный в ту пору чеченский террорист Шамиль Басаев, который стал у Масхадова главой правительства. Причем приехал один, без охраны. Они провели вместе несколько дней.

Похоже, Аслан Масхадов утратил бдительность. Звонить по мобильному телефону он, конечно, не решался, объяснил одному из охранников:

 — Мой голос знает весь мир, меня сразу вычислят.

Но активно посылал SMS-сообщения, которые и обратили на себя внимание оперативных работников. Для его захвата прилетел из Москвы спецназ Федеральной службы безопасности. 8 марта 2005 года примерно в девять утра спецназовцы ворвались в дом на улице Суворова. Довольно быстро обнаружили подвал, где укрывался бывший президент Чечни. Спецназовцы взорвали вход. По одной версии Масхадов погиб при взрыве, по другой – попросил телохранителей застрелить его, чтобы он не попал в плен.

Шендерович: «Мы их всех убили, и посадили на чеченский трон юношу-сына в трениках»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.8(71)