Как тренеру выжить на 2 миллиона
Молодой тренер по легкой атлетике рассказывает о том, как пройти квест имени вице-премьера Кочановой.
Вице-премьер страны Наталья Кочанова – самый обсуждаемый чиновник последних дней. Ее выступление на коллегии Минспорта вышло резонансным.
– Вот приходит молодой тренер на зарплату 1,3 миллиона. Ну что поделать, такая зарплата! Вообще-то человек, закончивший школу, четко должен представлять, какая зарплата его ждет на месте тренера низового звена. Рассчитывать на то, что там его настигнут огромные финансовые бонусы, вряд ли стоит, – говорила женщина, попросив вдобавок начинающих тренеров адекватно воспринимать эти деньги. Позже Кочанова отметила, что 2,3 миллиона рублей – минимальная зарплата, ниже которой получать в Беларуси не могут.
Андрею Кохнюку 22 года. Он заочно обучается на четвертом курсе БГУФК и работает детским тренером по легкой атлетике в БФСО «Динамо».
– На слова Кочановой о зарплате в 1,3 миллиона рублей никак не отреагировал, так как ничего нового для себя не услышал. Примерно столько получал раньше и получаю сейчас. Понятно, что прожить на такую сумму невозможно. Это даже меньше, чем прожиточный минимум (1 591 310 рублей – Tribuna.com)!
В свое время Андрей занимался легкой атлетикой, хотел стать спринтером. Но из-за травм пришлось закончить.
– Две грыжи и все. Желание тренироваться было, но физически не мог. Решил учить других – тренером в «Динамо» работаю полтора года. Сперва получал полтора миллиона, потом 1,7. И только за январь впервые вышло два миллиона. Это на ставку – 18 часов в неделю. Когда шел работать, знал, что тренеры мало получают, но думал, что будет хотя бы два миллиона. Правда, за год привык и к таким суммам. Меньше 2,3 миллиона нельзя? Возможно, женщина не учла налоги. Если их вычесть, то миллиона два и будет.
Зарплата тренера в «Динамо» зависит от категории, стажа и премий.
– Премию дают, если твой ученик выиграл соревнование. А если выполнил норматив на разряд – ты получаешь постоянную надбавку. Вроде около 400 тысяч, но не уверен. Но у начинающего тренера только лет через пять появляется ученик, который может сдать на разряд. До этого получать большие деньги невозможно.
Сейчас у Андрея есть один перспективный паренек. Ему почти 16. Он начал заниматься недавно, но быстро прогрессирует. У тренера есть надежда на надбавку. Пока же приходится ждать и подрабатывать.
– Понятно, что это не единственная моя работа. На полставки преподаю физкультуру в Архитектурно-строительном колледже и веду секцию в тренажерном зале. Получаю тоже два миллиона. С утра в колледже веду пары. К четырем часам еду сюда, тренирую ребят, а потом после шести лечу снова в колледж на секцию.
Из суммарного четырехмиллионного дохода Андрей с неработающей супругой-студенткой тратят на еду больше половины.
– Недавно подсчитывал. За январь на продукты ушло два миллиона двести рублей. Покупаем все самое простое: батон, хлеб, овощи, молочные продукты, сыры, сосиски, крупы. Мясо берем в основном на рынке – дешевле. Родители тоже помогают. Какие-то вкусности, вроде шампиньонов, не покупаем. При этом здоровое питание сохраняется. Для нормального энергообеспечения организма достаточно простых каш и овощей. Завтракаю обычно либо мюслями, либо омлетом с сосисками. На обед – суп, если есть (чаще есть), и каша с котлетой. А вот ужин всегда разный. Стараемся, чтобы были овощные салаты. Так что на хлебе и воде не сидим. Прожить можно, но чего-то вкусного себе не позволишь. Зато в скидках и акциях в магазинах ориентируемся хорошо:).
Тренер очень благодарен родителям, которые после свадьбы решили, что дети должны жить отдельно, и взяли на себя расходы по аренде однокомнатной квартиры. За жилье они платят 200 долларов.
– Все остальное на нас. На интернет уходит 120 тысяч. Четыре телефонные симки тянут еще 200 тысяч. Столько же отдаем за «коммуналку». Из одежды себе особо ничего не покупаем. Все, что на мне – куплено до работы. Поэтому по торговым центрам давно не ходил. В кино и рестораны – тоже.
Андрей признается, что думал о перемене работы, но ему не хочется бросать детей.
– Сейчас найти что-то сложно. Да и это же надо будет бросать детей. А я к ним привык, привязался. Я же сам шел сюда работать – мне нравится тренировать. Приятно видеть, как у ребят получается. Здорово не только бегу учить, но и растить парней и девчат хорошими людьми.
Несмотря на низкую зарплату в «Динамо», тренерской текучки нет. Люди работают годами. Сокращений тоже нет.
– В основном у тренеров стаж работы больше 30 лет. Их зарплата приближается к средней по стране. Кстати, в институте рассказали, что у спортсменов и работников физкультуры она 7,5 миллионов. Это как сказка про голубцы. Одни едят мясо, другие – капусту. А вместе мы едим голубцы.
Однако маленькая зарплата не мешает Андрею честно работать.
– Я не филоню в зале. Возможно из-за того, что я ответственный. Мне приятно работать и наблюдать за подопечными.
Также на эту тему:
Оптимисты на государственном довольствии
Читайте еще
Избранное