Общество
Татьяна Петренко, Deutsche Welle

«Как только блоггера называют влиятельным, он теряет личную свободу»

Белорусский блоггер, финалист Международного конкурса блогов The BOBs Виктор Малишевский считает, что настоящую свободу в интернете обеспечивает не анонимность, а, наоборот, личная ответственность создателей контента.

В интервью Deutsche Welle известный белорусский блогер и журналист Виктор Малишевский объясняет, почему не стоит бояться нового закона об интернете и как блогерство может обогатить работу журналиста.

Deutsche Welle: Что побудило вас завести блог?

Виктор Малишевский: Когда я еще был пишущим журналистом, я обратил внимание на то, что все чаще ищу информацию в блогах. Постепенно я сам заинтересовался этим форматом. Однако прежде чем завести свой собственный онлайн-дневник, я внимательно изучил белорусскую блогосферу, чтобы найти свою собственную, еще никем не занятую нишу.

– Чем для вас в настоящее время служит блог: хобби, средством общения?

– Блог для меня – экспериментальная площадка. Я не знаю, замечают ли это мои читатели, но я постоянно экспериментирую: с темами, со стилем, с формой подачи материала, общения с публикой. Если бы я работал в СМИ, у меня такой возможности бы не было: как ни крути, журналиста загоняют в рамки, устанавливаемые редакцией и форматом издания. В личном блоге я могу делать, что угодно. При этом я мог бы продавать некоторые свои посты для публикации в СМИ: ко мне периодически поступают такие предложения. Однако я отказываюсь, потому что печататься в СМИ – это значит пропускать свой материал через корректоров и редакторов. Я разрешаю перепечатывать мои посты бесплатно, не изменяя их. Можно сказать, что я купил себе эту свободу.

– То есть вы не зарабатываете блогом деньги?

– Нет, деньги я зарабатываю преподавательской деятельностью. В основном провожу многодневные тренинги для журналистов или внедряюсь на несколько недель в редакцию, помогаю находить хорошие темы, повышать качество материалов.

– Вас считают одним из самых влиятельных блоггеров в Беларуси. Какой из ваших постов вызвал наибольший резонанс в реальной жизни?

– Я принципиально отказываюсь называть себя влиятельным блоггером или, тем более, экспертом в какой-то области. Да, я хочу оказывать влияние на определенные процессы в обществе, но я не хочу иметь репутацию влиятельного блоггера. Потому что как только на вас навешивают такой ярлык, вы уже себе не принадлежите, вы волей-неволей начинаете работать на имидж. Поэтому я четко разделяю понятия "влиятельность" и "влияние".

Что касается влияния, то я могу только догадываться о его существовании, например, когда мне говорят, что на пресс-конференции задали вопрос из моего блога, или когда я вижу, что газета приводит мои статистические выкладки или поднимает на своих страницах тему, затронутую в моем онлайн-дневнике. Политического влияния я избегаю, потому что оно влечет за собой неминуемый ответ со стороны властей.

– То есть до сих пор у вас не было никаких трений с властями в связи с блоггерской деятельностью?

– Наверное, нет. То есть я не могу установить никакой причинно-следственной связи между определенными проблемами и моим блогерством. Время от времени у меня появляются подозрения, однако я их быстро отметаю, потому что всячески стараюсь избегать фобий. Например, в Беларуси боятся пресловутого закона об интернете – мол, всех прижмут и будут контролировать. А мне кажется, что это фобия. Есть такая поговорка: "Не надо объяснять злым умыслом то, что объясняется глупостью".

– И какова будет судьба этого закона? Чего добьются в результате власти?

– Наши власти любят принимать меры "про запас", на всякий случай. Этот закон – наглядный пример. А ведь дело не в законе, а правоприменительной практике. Закон об интернете – сырой, он может очень широко трактоваться. Насколько это все страшно, покажет время.

К примеру, все боятся, что из интернета исчезнет анонимность. А что в этом страшного? Есть мнение, что анонимность в интернете – это свобода. Во-первых, это не так. Если вы теряете анонимность, то автоматически возрастает ответственность за ваши поступки в интернете. В моем понимании, ответственность – это и есть свобода, а вовсе не анонимность. Кроме того, давайте не питать иллюзий: анонимности не было в интернете и до принятия закона: власти всегда могли через провайдера установить личность пользователя, просто теперь это закреплено законодательно.

– Совместимы ли блогерство и журналистская деятельность?

– В Беларуси бытует мнение, что это несовместимо, прежде всего из-за того, что на блог, якобы, надо тратить много времени. Проблема в том, что многие мои коллеги относятся к блогерству как к журналистике, а это не так. К блогу нужно относиться как к площадке для эксперимента и общения с читателями. Мне нравится, как блоги используют российские журналисты, такие как Наталья Радулова. Она обсуждает в нем темы своих материалов, ищет интересных протагонистов. Советую брать пример именно с таких журналистов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)