Как стать знаменитым и потерять избирателей
В Польше состоялись выборы местной власти — президентов городов, бурмистров и членов сеймиков. «Салідарнасць» присмотрелась к избирательной кампании у наших соседей: мы выбрали самые необычные (и от этого порой провальные) примеры агитации и самоубийственные пиар-ходы.
Пожарная машина как избирательный трюк
Там, где голоса взаправду считают, там идет и нешуточная борьба за каждый голос. Слова и обещания кандидатов обычно ценятся менее всего, а вот реальные дела избиратель оценит.
Бурмистр гмины Клешчэле, что под польско-белорусской границей, об этом наверняка знала. Она выиграла грант Евросоюза на покупку современной пожарной машины со всем необходимым оборудованием. Размер дотации — около 100 тысяч долларов, что наверняка произвело бы впечатление на жителей 1,5-тысячного городка. Но чтобы эффект был большим, местные власти не отдали боевую машину пожарным, а... спрятали в гараже администрации. Чтобы вручить ее добровольной пожарной команде почти перед самыми выборами — на День независимости Польши.
Только до праздника о машине, которая вместо того, чтобы тушить пожары, ждет своего звёздного часа в гараже, узнали журналисты. А вся страна — о креативной пани бурмистр.
Это Вар-ша-ва!!!
Пани Зофья Боратыньска с Партии Зелёных решила продемонстрировать свою заботу о людях с ограниченными возможностями, а при оказии — пробиться в Раду Варшавы. В предвыборном ролике показано, что в польской столице не хватает пандусов, и для людей на инвалидных колясках это действительно проблема.
Чтобы усилить эффект, Зофья Боратыньска в ролике говорит о том, что в древней Спарте детей с отклонениями сбрасывали со скалы. А потом с криком «Это Варшава!» ударом ноги как бы сталкивает инвалида в коляске в подземный переход.
Две тысячи негативных оценок и около 800 комментариев на Youtube – тоже не восторженных. Однако кандидат до сих уверена, что эти комментарии писали сторонники партий-конкурентов, а в ролике – «ничего такого» нет.
Выбирай втемную
Польские социологи обращают внимание на то, что значительная часть избирателей отдают свой голос интуитивно, т. к. часто информации о кандидатах и их программах недостаточно. Есть кандидаты, которые в своих листовках обещают очень много, а есть и те, которые... не говорят ничего или почти ничего. Похоже, что единственная цель — понравится избирателю из-за чувства юмора.
Темнокожий кандидат Абдалла Омер Альхатиб прямо призывает: «Голосуй втёмную, не подведу!»
Патрик Ванчлавский говорит избирателю: «Доверяй мне, я — инженер». Фото gazetalubuska.pl
Надпись на плакате: «Хочу опередить тех, кто разрисовывает плакаты»ю. Фото gazetalubuska.pl
Тёща против зятя
Тем временем в Сулентине — городке с 10-тысячным населением на западе Польши за голоса избирателей борются... зять и теща. Оба претендуют на кресло бурмистра. Теща — из партии власти, зять — из оппозиции.
Кроме того, теща имеет больше шансов в силу большего политического багажа: ее уже избирали депутатом парламент. Она уверяет, что политическая борьба не испортит отношений в семье. «Я отделяю политические ценности от семейных, и семья важней политике», — сказала кандидат журналистам. А вот зять утверждает, что из-за борьбы страдают его жена и дочь.
Во время кампании не обошлось без скандала: теща обвинила зятя в том, что он пробовал повлиять на ее однопартийцев, чтобы те не выдвигали даму кандидатом.
Решающая битва будет во втором туре — туда прошли оба кандидата, и бурмистром станет кто-то из них двоих. «Что останется в семье, то не пропадет», как говорят поляки. Некоторые намекают на то, что это был «договорной матч».
Если избирательная кампания набирает цирковых цветов – это, конечно, не говорит в пользу политических элит. С другой стороны, в Беларуси во время выборов места для шуток нет. Но на выходе все равно имеем фарс, что гораздо хуже, чем реальные выборы (пусть и со скандальными оттенками), как в Польше.
Наши народные избранники ничего по сути не решают. А вот в Польше власть на местах имеет действительно широкие полномочия: распоряжается бюджетом, занимается стратегическим планированием развития городов, распоряжается дотациями и частью налогов. При этом, в отличие от Беларуси, где даже руководителей райцентра назначает президент, польские местные начальники фактически отвечают только перед своими избирателями.
По предварительным данным, победу на местных выборах одержала оппозиция: партия «Право и Справедливость» набрала около 31% голосов, проправительственная «Гражданская платформа» — 27 %.
Явка составила 46%, однако стоит напомнить, что у наших соседей нет практики «добровольно-принудительного» голосования и «накручивания» явки любой ценой. И если агитационная кампания проходит зачастую «веселей», чем в Беларуси, то на участках царит спокойная и даже деловая атмосфера. Там нет буфетов с дешевой едой и алкоголем, не играют оркестры и не выступают самодеятельные коллективы. Граждане выбирают, кто в ближайшие годы будет распоряжаться их налогами и отвечать за состояние дорог, освещение, детские садики и школы.
Читайте еще
Избранное