В мире
Павел Каныгин, Новая газета , фото Reuters

Как скучны праймериз в Нью-Йорке, где люди не понимают, что такое «выборная карусель»

Праймериз в Нью-Йорке как всегда проходят в рабочий вторник.

С Рейчел Денбер, директором программ Human Rights Watch в Восточной Европе и СНГ, идем на ее участок в западной части Бруклина. «Увидите, как у нас выглядят первичные выборы, — сказала Рейчел. — Будет интересно, если кто-нибудь нарушит мои права, правда? Не дадут проголосовать, например. Может быть, подеремся с кем-нибудь». «Такое возможно?» — «Я шучу. Скорее всего, вы умрете со скуки».

С виду праймериз в Нью-Йорке почти не отличается от всеобщих выборов. Точно такие же участки, женщины внутри перебирают адресные книги. На входе на участок (школьный актовый зал при церкви св. Сесилии) черная женщина-вахтерша говорит полицейскому: «Народу будет много, смотри в оба». «Вижу одних демократов», — отвечает полицейский. «Ну, парень, это же Нью-Йорк», — кряхтит вахтерша.

Первичные выборы должны определить, кто из демократов и республиканцев получит партийную номинацию на участие в президентской кампании. В штате Нью-Йорк, например, голосовать на праймериз имеют право только партийцы — и только за представителей своей партии. То есть демократка Рейчел Денбер может голосовать сегодня за Клинтон или Сандерса, а, скажем, республиканец мистер Смит — только за Трампа, Круза или Касича. (Во многих других штатах выбирать «кандидатов в кандидаты» президента может любой совершеннолетний американец. Но в Нью-Йорке действует старая и сложная даже для местных жителей система праймериз.)

В соответствии с набранными голосами все кандидаты автоматом получают соответствующее число делегатов — и уже они, эти делегаты будут утверждать на летних партийных конвентах финальных участников президентского ралли. Пока без учета штата Нью-Йорк в Демпартии лидирует Клинтон, набравшая 1758 голосов делегатов (для «автоматической» номинации на конвенте необходимо 2383 голоса). У республиканцев в лидерах — Трамп с 744 голосами (для выдвижения нужно 1237). По итогам голосования в Нью-Йорке оба они рассчитывают укрепить свое лидерство.

Но могут быть и сюрпризы. Вполне возможно, что победить сегодня Клинтон (то есть набрать в штате существенно больше делегатов для конвента) мог бы демократ-социалист Сандерс. По крайней мере, его ждали хорошие результаты в левом Нью-Йорке. Но хуже, как всегда, цифры по штату, где более консервативен избиратель, а значит, преимущество здесь на стороне умеренной демократки.

Что касается республиканцев, то их кандидаты разыгрывают между собой втрое меньшее число делегатов — ничего не поделаешь, их идеи в этом штате традиционно непопулярны. Рассчитывать «слоны» могут лишь на небольшие городки и отдельные анклавы консерватизма вроде Брайтон-Бич или Статен-Айленда.

На нашем участке Рейчел регистрируют по водительским правам — паспорт не обязателен. Невысокая полненькая женщина, облизнув палец, отсчитывает ей два листа — бюллетень с фамилиями кандидатов и конверт.

— Я думала, что мы уже давно перешли на электронное голосование, — удивилась Рейчел.

— Ну перешли, — сказала полненькая женщина. — Но вам все равно надо поставить галочки в бюллетене. Пройдите к месту тайного голосования.

— А что потом?

— А потом будет электронное голосование!

Бюллетень с галочками Рейчел должна просканировать в специальном автомате. Затем отдать члену комиссии.

Неудивительно, что результаты голосования, как правило, объявляются в ближайшие часы после закрытия участков. Вероятность ошибок и нарушений, связанных с ручным подсчетом, минимальна, практически исключена. После известной коллизии во Флориде в 2000 году, когда электронная система дала сбой, не было зарегистрировано ни одного серьезного инцидента. Не говоря уже о фальсификациях и убегающих через окно членах комиссий с подделанным протоколом.

Впрочем, без скандала все же не обошлось. Из избирательных списков Нью-Йорка в этот раз исчезли около 120 тысяч избирателей. Власти города уже инициировали немедленную проверку местной избирательной комиссии, обвинив ее руководство в «неэффективности, хаосе и систематических упущениях». Наверное, это вообще единственная деталь, делающая эти праймериз сколько-нибудь примечательными.

Технически американские праймериз, как и выборы, — вещь и правда смертельно неинтересная. Процедуры скучны, а действия членов комиссий предсказуемы. Но именно поэтому непредсказуем результат. Ну а если хотите наоборот — это вам на выборы в Россию со знаменитыми «каруселями». Кстати, на днях я так и не смог объяснить знакомому ньюйоркцу, что такое «карусель». Точнее, он так и не понял, как вообще возможно, чтобы сами люди (черт с ней с властью!), местные коммьюнити могли допустить такое на своих участках: Почему не защитили свои голоса?

— Можно сказать, что большинство американцев так толком и не знают, как устроены эти первичные выборы, — рассказывал мне политический обозреватель The New York Observer Линкольн Митчел. — Но при этом никто уже не мыслит выборы без праймериз. Это часть большого, демократического, сложного процесса, в который вовлечено все общество, особенно в этот предвыборный год, когда так накалены страсти, когда такая интрига — кто же выйдет в финал гонки. Поэтому если посмотреть, о чем в основном сообщают американские медиа все последние месяцы, — то это окажутся внутренние новости, так или иначе связанные с выборами.

— Но российские государственные СМИ настаивают, что в США все только и говорят об угрозе со стороны России и новой холодной войне.

— Правда? — удивился Митчел. — Я уже несколько недель не видел никаких особых новостей про Россию. О ней упоминают, когда речь заходит о Сирии, но и Сирия — далеко не главная тема сегодня.

— Москва всячески подчеркивает, что хотела бы видеть будущим президентом Трампа. Он действительно будет удобен для нынешних властей России?

— Так видится на первый взгляд. Он заявляет о том, что США нужно сконцентрироваться на внутренних делах и отказаться от активной политики в дальних регионах. Это нравится Москве, переживающей, что Вашингтон постоянно одергивает ее и бьет по рукам. Но говоря о Трампе, надо понимать, что если он станет президентом, то его риторика может поменяться кардинально.

Пока он говорит вещи, которые дико слышать даже ярым республиканцам, но президент Трамп — это будет совсем другая птица.

«Битву за Нью-Йорк» — так назвали на CNN сегодняшнее голосование во втором по численности штате — весь день транслировали крупнейшие каналы страны. Итоги в «домашнем» для трех основных кандидатов штате почти не разошлись с данными опросов. У республиканцев вперед вышел Трамп, прилично уменьшив шансы Круза на номинацию. Итоги для Клинтон оказались даже лучше, чем предполагалось по результатам опросов, — 60% вместо 52%. А надежды Сандерса на номинацию фактически растоптаны.

На участке, где голосовала Рейчел, большинство избирателей отдали голоса также за Хиллари. На выходе из зала люди общались с журналистами. Чаще всего ее называли «ответственным политиком» или «опытным чиновником». Несколько человек, что интересно — мужчин, сказали, что хотели бы видеть во главе страны женщину.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)