Как попасть на большой экран из белорусской деревни

Белорусской актрисе Яне Новиковой всего 21 год и лишь один фильм в послужном списке, но зато какой!

Лента «Племя» украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого завоевывает призы кинофестивалей по всему миру. Три награды ей вручили на неделе кинокритики в Каннах, потом был Гран-при на фестивале «Зеркало» в Плесе, призы Миланского и Лондонского кинофестивалей — и это только часть большого списка.

В России фильм идет со второй половины февраля — только в артхаусных кинотеатрах, но при большом желании его все-таки можно посмотреть. А сделать это стоит. «Племя» — рассказ про спецшколу для слабослышащих, которых играют слабослышащие. Школа живет по правилам, близким к тюремным. Здесь есть своя банда, свои главари и свои шестерки. В фильме нет ни реплик, ни титров, только эмоции и жесты, которые понятны даже тем, кто не владеет языком глухонемых. Значительный вклад в успех картины внесла именно Яна, сыгравшая роль проститутки. История ее впечатляет — девушка из маленькой белорусской деревни без опыта, специального образования и связей смогла добиться успеха в большом кино

— Яна, расскажи о себе и о своей семье.

— Я родилась 8 ноября 1993 года в деревне Журавичи Гомельской области. Родители — оба слышащие, и отец, и мама. А вот младшая сестра, Ксения, как и я, тоже глухая. Она учится в Речице (небольшой город в Гомельской области. — «РР») в школе-интернате для слабослышащих, там же, где училась и я. У меня глухота вызвана отравлением нитратами.

Это случилось, когда мне было всего две недели, — еще в роддоме делали переливание крови и вкололи их. Тогда нам сказали, что это последствия антибиотиков. Сейчас такие препараты уже запрещены, потому что от них многие пострадали, не только по части слуха. В детстве я не ходила в детский сад, потому что в нашей деревне нет сада для глухих. Сидела дома и рисовала. Это мама научила меня и всегда заставляла рисовать — прямо c трех лет. Теперь она так счастлива, что я стала актрисой!

Когда мне было шесть лет, мама записала меня в Речицу, в школу-интернат для слабослышащих. В школе училась прилежно, мне нравилось заниматься. Увлекалась танцами, ходила в разные кружки, занималась пантомимой. Еще все время рисовала, и учителя часто просили меня нарисовать что-нибудь для школьных праздников.

— А почему после школы ты решила поступить в машиностроительный колледж?

— В 2010 году я закончила школу, и поступать было некуда. Для глухих в Гомеле есть только швейное училище и машиностроительный колледж. И все, больше ничего нет. Поэтому пришлось пойти в колледж. У нас многие глухие вынуждены идти работать на завод, ведь надо как-то зарабатывать на жизнь.

В Беларуси есть учреждения для глухих, но из-за кризиса денег на них практически не выделяют. В жизни глухим сложно — их не берут на ту работу, какой хотелось бы заниматься. Только на заводе и есть предложения.

— Как ты оказалась в Киеве и встретилась с Мирославом Слабошпицким?

— Я доучилась до третьего курса и поняла, что машиностроительный колледж — все-таки не мой путь. Чувствовала, что в сердце что-то есть, что хочется другого будущего. Что могу двигаться дальше, к чему-то лучшему. И вообще, я же с детства мечтала стать актрисой. Тогда стала узнавать через друзей и знакомых, куда можно пойти учиться.

Обнаружилось, что есть в Киеве профессиональный театр «Радуга» для глухих при центре УТОГ (Украинское общество глухих. — «РР»). Они как раз тогда набирали новых актеров и будущих студентов Академии циркового и театрального искусства. Но они не приняли меня. Я тогда еще очень обиделась.

— И что произошло дальше?

— На прослушивании присутствовал режиссер Мирослав Слабошпицкий. Он спросил у меня: «Можешь ли приехать на кастинг»? И я еще раз приехала в Киев на кастинг фильма «Племя». Очень боялась, что меня не возьмут, — это ведь был шанс. Как же я была счастлива, когда узнала, что прошла! Наверное, это все произошло благодаря режиссеру. Потом меня опять вызвали на видеопробы, там мы должны были играть сцены из фильма.

Снова переживала: «Боже, понравится им моя проба или нет?!». Потом еще приезжала в сентябре на другие пробы и много раз на репетиции. И наконец мне дали главную роль.

— Скажи, а как тебе удалось так хорошо вжиться в роль?

— Я много смотрела хорошие фильмы. Мирослав Слабошпицкий и его жена Елена Слабошпицкая посоветовали смотреть больше кино, чтобы лучше понять, как соотносить себя и свою роль в фильме. Моя самая любимая картина — это «Жизнь Адель». Мне нравятся, как хорошо актрисы там играют. Именно благодаря «Жизни Адель» изменилось мое отношение к роли — я перестала бояться.

Но кино — это очень много работы, причем сложной. Съемки были зимой, было очень холодно, приходилось сидеть на диете, я этим мучилась. Например, захотела сладкого, но ничего такого есть нельзя, потому что поправишься. Помню, как Елена говорила: если хочется сладкого, ешь творог с медом. Но самое сложное в кино — выразить свою роль с настоящим чувством.

— Что в твоей жизни происходит сейчас, особенно после успеха картины на фестивале «Зеркало» в Плесе?

— После Плеса было много шума, везде говорили о «Племени». Мы победили, получили Гран-при. Это крупная победа. После Канн и Плеса у меня появилось много новых друзей, замечательные люди из разных стран: режиссеры, актеры, критики. Честно скажу, все это похоже на какую-то невероятную сказку.

— Есть уже новые предложения о съемках?

— Пол Амлен предложил мне снять видео. Это такой современный художник из Новой Зеландии, он живет в Нью-Йорке, у него работы выставлены в галерее МОМА, и он участвовал в Венецианской биеннале. Так вот, Пол написал мне: «Привет, Яна. Я работаю над проектом фильма и надеюсь, что ты захочешь принять в нем участие». Мне стало интересно, и я согласилась. Он рассылает приглашения разным актерам и художникам, высылает им музыку или картины, чтобы они вдохновились и сняли свое видео. А потом на основе этих видео он делает полнометражный фильм.

Мне интересно, потому что Амлен — талантливый человек, а для меня это возможность проявить себя не только как актрисе, но как и автору. Это работа без денег — современное искусство не всегда финансируется, трудно найти деньги на проекты. Знаете, я люблю кино больше всего на свете. Без фильмов не могу жить, это моя мечта с детства. Очень хочу учиться, изучать актерское мастерство, но пока некуда поступать. В Беларуси для глухих актеров ничего нет. Так что пока учусь сама. Изучаю английский, смотрю фильмы, читаю книги, например «Коллекционера» Джона Фаулза.

— Ты в итоге планируешь жить в Беларуси?

— Я даже не знаю, останусь ли в Беларуси, ведь здесь нет перспективы для глухого творческого человека. Для меня нет хорошего будущего в Беларуси. Честно скажу — это очень похоже на тупик. Так что, конечно, хотелось бы работать и учиться за границей, где столько возможностей. Я хотела бы продолжать работать как актриса в кино, а также играть в театре.

Яна Новикова родилась в 1993 году в Беларуси. Училась в школе-интернате, затем поступила в техникум. Прошла кастинг для участия в фильме Мирослава Слабошпицкого «Племя», в котором сыграла главную роль. В 2014 году на Каннском фестивале фильм получил три награды на неделе кинокритики.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)