Общество

Марина Михайлова

Как отдыхают белорусские дети на каникулах: «Неизвестно, сможем ли следующим летом»

В прошлом году летний отдых для большинства белорусов стал отложенной мечтой – многие семьи провели каникулы на карантине или в самоизоляции. Планы на лето-2021 тоже пришлось скорректировать: к коронавирусу прибавился все углубляющийся политический кризис и закрытое небо.

Как белорусы выходят из ситуации, когда возможностей организовать летний отдых стало значительно меньше? Корреспондент «Салідарнасці» сравнила официальную статистику и рассказы родителей.

Гладко на бумаге

…Если верить белорусским чиновникам, то не нужен нам берег турецкий, поскольку в этом сезоне в Беларуси в 5,5 тысяч летних лагерей будет оздоровлено порядка 342 тысяч детей. Правда, родители не спешат этим обещаниям радоваться – то ли потому, что не приветствуют фишку этого года – «профильные смены патриотической направленности», то ли потому, что мест на всех желающих катастрофически не хватает.

Кстати, в прошлом году впервые за много лет количество стационарных загородных летних лагерей выросло, а не уменьшилось – их стало 146 (по данным БЕЛТА), а до этого ежегодно (!) по 20-25 лагерей закрывались.

По сведениям Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению, в 2021 году для жителей Минска работают 30 стационарных оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерей (на секундочку – в 2010-м их было 38). Стоимость путевки составляет от 517 до 860 рублей за смену, в зависимости от возраста ребенка.

В Минской области этим летом работают 25 стационарных оздоровительных лагерей, в Брестской – 21, в Витебской – 29, Гродненской – 23, на Гомельщине – всего 9, в Могилевской области – 16.

Стоимость путевок на смену при этом колеблется от 247 рублей (о/л «Ровесник» Малоритского района) до 1227,8 рублей (о/л имени Марата Казея РУП «Белоруснефть»).

Раз за год можно воспользоваться государственной дотацией на оздоровление – например, в загородный лагерь ее размер составляет 215 рублей за одну путевку. Есть еще дотации на отдых в спортивно-оздоровительном лагере – 238 рублей за смену. А дотация на лагеря дневного пребывания, включая школьные – 89 рублей за 18-дневную смену – и вовсе компенсирует до 95% родительских затрат.

Кстати, если изучить ежегодные сборники Белстата за последние 20 лет, замечаем любопытную деталь. По статистике за 2000 год, в стране было 3894 летних оздоровительных лагеря, в них за сезон отдохнули 495,6 тысяч человек. В 2005 году – 4812 лагерей приняли 488,1 тысячу детей, в 2010 – 4951 лагерь на 424,1 тысячу человек. (В прошлом году из-за пандемии цифры упали более, чем в два раза, планы на 2021 год см. выше).

То есть мест отдыха все больше, а «оздоровленных» детей все меньше – каков парадокс?

Дорого и непросто

У минчанки Елены – трое детей в возрасте от 8 до 17 лет, и она признается, что еще никогда не было так сложно решить вопрос их занятости на летних каникулах:

– Меньше всего проблем возникло со старшим сыном, наверное, потому что он уже определился с кругом интересов. Предыдущие несколько лет он ездил в качестве волонтера на раскопки в разных регионах, и такой формат каникул пришелся очень по душе: он делает то, что ему нравится и приносит пользу, узнает что-то новое и на глазах становится более самостоятельным и ответственным.

Младший ребенок только недавно вернулся из загородного палаточного лагеря – его организовал спортивный клуб, где сын занимается единоборствами. Честно говоря, опыт получился неоднозначным. Во-первых, помимо соревнований сын почти не получил туристического опыта: готовили там старшие ребята, палатки уже стояли, в пешие походы из лагеря они не выходили, только раз сплавились немного на байдарках, во-вторых, 390 рублей за неделю все-таки немало даже по минским меркам.

Сложнее всего с дочерью, ей 15 лет и ничего не интересно. Предлагаем ли мы языковой лагерь или смену в оздоровительном, дочка просто сидит дома. К бабушкам детей тоже не отправишь: у одной очень слабое здоровье и она боится коронавируса, внуков к себе не берет; вторая лето проводит в дачных хлопотах и уже через 5 дней дети начинают выть, что им скучно и чтобы их поскорее забрали…

Спасают совместные поездки выходного дня, но все равно как минимум половину лета мои дети проведут в городе.

***

Катерина воспитывает двоих детей 4 и 11 лет, и констатирует, что лето у них также будет в основном «городским»:

– Все бюджетные варианты отдыха, которые я рассматривала, в конце мая после известных событий и отмены многих авиарейсов оказались недоступны, так что работаем с тем, что есть. От школьного лагеря сын отказался категорически: объяснил, что из-за ограничений по коронавирусу много мероприятий отменилось, и большую часть дня дети проводят в школе.

То есть, по сути, это такая камера хранения с 8 утра до 18 вечера. Коронавирус вообще, смотрю, удобная штука: когда проходят внутришкольные мероприятия – его как бы нет, когда нужно провести родительское собрание – «неблагоприятная эпидемиологическая обстановка».

Июнь сын с соседскими мальчишками проболтался на улице или в телефоне – недавно возвращалась домой, смотрю, они сидят, как воробушки, под соседской дверью (друг поделился с ними wi-fi) и рубятся в какую-то сетевую игру.

Я было разозлилась, а потом вспомнила мрачные новости, как за один день июня в Беларуси утонули трое детей, и мысленно перекрестилась: пусть даже сидят в гаджетах, главное, что живые, потому что мой точно полезет в воду, как только есть возможность…

В августе у меня, наконец, будет отпуск, и мы с детьми устроим себе каникулы на озерах Витебщины.

***

Многодетная семья Ольги живет в Барановичах – и, как прикинули родители, проведет там почти все лето.

– С загородными лагерями у старшей дочери как-то не срослось, а младшие наслушались ее и тоже заявили, что без нас никуда не поедут, хотя по деньгам две путевки с учетом дотации мы потянули бы. Бабушки тоже не подмога: одна живет через улицу от нас, другая – в Молодечно, то есть те же городские условия.

Мы спасаемся еженедельными семейными походами на природу – собираются несколько семей с палатками, выезжаем на озера, взрослые могут порыбачить, дети купаются. Но будни, к сожалению, они проводят в городе. Хорошо, что во дворе есть такая же разновозрастная компания детей, которые никуда не уехали.

***

– У меня на это лето вариантов и не было, – вздыхает столичная мать-одиночка Юлия. – То есть я спросила, конечно, весной на работе, что у нас с летним оздоровлением детей, сотрудницы из профсоюза предложили две или три путевки в разные лагеря, одна, кажется, 800 рублей, и две другие около 600. Пусть даже минус дотация 215 рублей – все равно выходит больше половины моей зарплаты за 18 дней в лагере.

Даже привычная Затока для меня сейчас дорогое удовольствие (плюс всегда есть риск, что ПЦР-тест на коронавирус окажется положительным), так что сын почти все лето проводит в деревне у бабушки, я только помогаю им с продуктами.

***

– Я «сагитировал» сына впервые в жизни поехать в загородный лагерь еще прошлой осенью – рассматривали мой старый фотоальбом и наткнулись на снимки из лагеря «Мечта», недалеко от водохранилища Вяча под Минском, где я отдыхал четыре прекрасных года, пел «взвейтесь кострами» и все такое, – смеется Вячеслав из Минска. – Правда, потом, когда стал гуглить, чтобы показать, где это, снимок со спутника выдал сплошные леса – оказалось, «Мечта», как многие окрестные пионерлагеря, давно уже приказала долго жить.

Думали про республиканский лагерь «Зубренок» на Нарочи, но туда уже в марте было не достать путевку, несмотря на немаленькую стоимость – больше 1200 рублей за смену. В итоге от работы предложили неплохой лагерь, вот только недавно сын оттуда вернулся.

Ему скорее понравилось – попал в хороший отряд, подружился с мальчишками и вожатыми, которые честно старались при нынешних условиях не только развлекать, но и занимать, и учить детей чему-то новому.

Даже то, что мобильники выдавали раз в день вечером, он пережил без драмы. А вот мы с женой напряглись из-за «противоэпидемиологических мер». Ни одного родительского дня за смену, внимание к передачам, словно таможню проходишь. А общаться с детьми можно только в маске через забор, стоишь, как в зоопарке, без возможности посмотреть, как живет и чем занимается твой ребенок, ну и отдельно платные развлечения напрягли…

Так что на вторую смену предложили сыну городской лагерь активного отдыха – за две недели почти 700 рублей, но каждый день уйма интересных занятий и все честно включено в стоимость, а каждый вечер он будет дома и сможет делиться впечатлениями.

***

– Раньше мы почти каждое лето проводили в разъездах, но после начала пандемии стало понятно, что как раньше уже не будет, – рассказывает мама двоих детей Елена. – В мае этого года мы планировали поездку в Албанию, и тут случилась история с самолетом, все отменилось за пару дней.

Прямо сейчас одна моя дочка в загородном лагере от танцевальной студии, а вторая собирает вещи – поедет от школы в 9-дневный палаточный лагерь.

В конце июля-августе, надеюсь, удастся отдохнуть всем вместе в Грузии. Билеты я уже предварительно нашла, варианты по жилью посмотрела. Хотя в нынешней ситуации прекрасно понимаю, что все может внезапно измениться, но надеюсь на лучшее.

Вообще, я считаю, пока финансовое положение позволяет, нужно ехать к морю, оздоравливать детей и восполнять недостаток йода – неизвестно, сможем ли мы себе это позволить в следующем году.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(11)