Общество
Руслан Горбачев

Как ОМОН взял Ильича под охрану. Репортаж с празднования 7 ноября

Руководство МТЗ, по-видимому, считает идею переноса памятника Владимиру Ленину с территории предприятия в сквер у центрального входа очень удачной. Но рядовым работникам завода эта затея до лампочки.

7 ноября руководство МТЗ пригласило своих работников и других горожан на «торжественные мероприятия» в сквер у входа на завод. К обозначенному времени туда подтянулось несколько сотен человек. Дождь лил, не переставая, поэтому некоторые укрылись под навесами стоящих рядом зданий МТЗ.

– Я понимаю, что отсюда вам все видно. Но смысл в том, чтобы вас там видели, – обратился подошедший мужчина к стоящей под навесом ресторана женщине.

«Там» – в сквере – в этот момент чередовались праздничные выступления руководителей вертикали и промышленных предприятий, которые разбавляли выступления музыкальных коллективов.

Рядом предпринял попытку побега другой работник МТЗ.

– Девки, я на час отлучусь! – убеждал двух женщин почтенного возраста мужчина.

– Куда?! – возмутилась таким поворотом событий его коллега.

– Нужно помочь другу картошку перевезти. Крутанусь и вернусь!

В выступлениях начальства много было сказано о больших перспективах МТЗ, который, отметим, регулярно входит в число самых убыточных ОАО страны. Последним предоставили слово профсоюзнику. Он взял на себя и других ветеранов МТЗ ответственность за инициативу переноса памятника Ленину. Согласно объяснению, вождь революции дорог им тем, что в годы их работы был символом трудовой деятельности и светлого будущего.

– А чего ж его тогда жопой к городу поставили? – удивился седовласый мужчина из числа зрителей, обращаясь к своему товарищу.

Памятник установили действительно несколько странно. Во-первых, в стороне от центральных ворот МТЗ – за монументом, посвященном 70-летию завода. С улицы Долгобродской памятник вряд ли кто-то сможет заметить. Во-вторых, Ильич смотрит с постамента почему-то на ресторан «Колос».

На празднике хватало высоких руководителей: присутствовали глава Миноблисполкома, министр промышленности, руководители МТЗ и предприятий-партнеров. Но открывать памятник Ленину двинулся только замглавы Мингорисполкома, руководитель КПБ Игорь Карпенко. Собирался ли он первым возложить цветы к Ильичу, так и осталось неизвестным, поскольку в толпе внезапно раздались крики «Ганьба!».

За то время, пока минские коммунисты с флагами КПБ находились в шоковом состоянии, Дмитрий Дашкевич и другой неназванный активист вплотную приблизились к памятнику, держа в руках распечатанные цитаты Ленина: «Чем большее число духовенства нам удастся расстрелять, тем лучше», «Пока нет насилия над массами, нет иного пути к власти».

Задержать Дашкевича омоновцам помогла местная охрана. Пока его крутили, молодежь из КПБ пришла в себя и начала кричать «Ленин! Партия! Комсомол!».

Торжественное открытие памятника было сорвано, Карпенко куда-то исчез. Когда страсти утихли, гвоздики к Ильичу принесли несколько человек. Бойцы ОМОНа на всякий случай взяли памятник под охрану, став позади него.

Торжества продолжились презентацией нового трактора «Беларус-4522» и организованным для зрителей шоу.

Дождь перешел в густой мокрый снег, часть публики перетекла в крытую палатку. Стоя за столиками, мужчины разливали водку в пластиковые стаканчики сразу по 100 грамм.

– За что пьем? – обозначили момент для нового тоста в одной из компаний.

– За Ленина? За здоровье? – посыпались предложения.

– За здоровье! – решил кто-то.

От ответов на вопросы по поводу торжественного открытия памятника работники МТЗ уходили. Аргументов ни «за», ни «против» услышать не удалось.

– Это не к нам, у директора спрашивайте.

Сказать, что убеждения у работников антикоммунистические, было бы неправильным. Убеждений как таковых у них вообще обнаружить не удалось.

С водкой тепло разливалось по всему телу, люди в палатке начали улыбаться, приветствовать вошедших, шутить. Откуда-то взялись обнимающиеся и целующиеся пары. Родители приходили за продававшимися сувенирами с малолетними детьми на руках – тем со скупых столов передавали уже очищенные мандарины. Время потеряло счет.

– МТЗ – это же ого-го! Знаешь, какая это сила? Если что будет не по-нашему, пойдем с арматурой на площадь! – поделился оказавшийся рядом со мной рабочий МТЗ.

Что конкретно он имел в виду, я уточнить не успел.

– Саша, хватит пить! Нам домой пора, – прозвенел неподалеку голос его супруги.

Люди начали расходиться.

Так в столице Беларуси отметили 99-годовщину захвата большевиками власти в российском Петрограде.