Общество
Александр Заяц, TUT.BY

Как невестку Лукашенко приобщили к искусству

На 10-м этаже бизнес-центра по улице Интернациональной периодически можно увидеть состоятельных ценителей современного искусства, интересующихся картинами белорусских художников. Мало кому известно, что работы, представленные здесь, принадлежат арабскому бизнесмену Халеду Самави, а компанию по наполнению его коллекции составляла жена Виктора Лукашенко — старшего сына президента Беларуси.

Халед Самави. Фото artforum.com

Швейцарские сирийцы Самави хорошо известны в Беларуси благодаря созданию в стране первого мобильного оператора "Велком", его приватизации и дальнейшей продаже Telecom Austria.

Глава семейства Ид Самави в 2007 году дважды встречался с Александром Лукашенко, обсуждал новые инвестпроекты. Президент в свою очередь высказал пожелание, чтобы Ид Самави оказал содействие белорусской стороне в сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами. На этих встречах присутствовал и Виктор Лукашенко.

Старший сын Ида Самави - Халед - в 90-е годы занимался финансовым консалтингом, управлял в Швейцарии подразделением крупнейшего канадского банка CIBC. В 2001 году он вернулся в Сирию. За несколько лет Халед переквалифицировался из банкира в специалиста по арабскому искусству. В 2006 году он вместе со своим двоюродным братом Хишамом открыл в Дамаске галерею Ayyam. В настоящее время она функционирует в качестве студии для художников, которые остаются в раздираемом войной городе. Впрочем, Халед активно развивает галереи в других странах.

Он открыли две площадки в Дубае (ОАЭ) и одну в Бейруте (Ливан). В этом году филиал Ayyam открыт в Лондоне и Джидде (Саудовская Аравия). Сегодня Ayyam признана ведущим культурным голосом на Ближнем Востоке, а 49-летний Самави занимает 94-е место в топ-100 самых влиятельных арабских бизнесменов, составленный журналом Gulf Business.

После выхода из "Велкома" Самави продолжили бизнес в Беларуси, вложив деньги в девелопмент и агропромышленный комплекс. В частности, они получили для застройки территорию, прилегающую к Октябрьской площади, где сейчас находится музей истории Великой отечественной войны. Первый объект – бизнес-центр по ул.Интернациональной – уже сдан в эксплуатацию. Две трети здания принадлежит "Велкому".

Оставшуюся часть сдает в аренду "Пруденко инвестментс", контролируемая Самави. Согласно первоначальному проекту планировалось, что когда музей переедет, то на его месте построят бизнес-центр, гостиницу, торговый центр и художественную галерею. Но что в итоге выйдет, сегодня еще никому неизвестно.

Несколько лет назад Самави очень увлекся белорусским современным искусством. По словам минского искусствоведа, изначально Самави начинал сотрудничество с самыми топовыми белорусскими художниками. С помощью поисковиков удалось найти лишь один контакт этого сирийского галериста с белорусскими художниками. В Бейруте были представлены работы Руслана Вашкевича. Он подтвердил, что "был знаком с Халедом", "сотрудничал с ним". "Но мы уже давно не общались", - сказал он.

Однако потом Самави все больше стал тяготеть к работам молодых белорусских дарований. Но не все соглашались на предложенные условия. Например, художница Анна Силивончик. "Сириец этот планировал сделать контракт, согласно которому ты начинал работать только с ним: он покупал бы все твои работы, печатал бы каталоги, рекламу... И хотя у меня раньше и были мысли, что неплохо было бы, если бы какой-то специальный человек всем этим занимался, но с другой стороны… я поняла, что подобный контракт меня бы очень сильно ограничивал. Получается, что без ведома этого человека ты не можешь нигде поучаствовать или что-то сделать. У него могут быть свои интересы, а у тебя - свои. Нет, поразмыслила я, все-таки я такого куратора не хочу. Как-то свобода дороже", - рассказала недавно в интервью Силивончик.

Примерно также конвертировалось желание Самави создать галерею. Изначально помещение под галерею запроектировали на первом этаже бизнес-центра на Интернациональной, где сейчас размещается винный магазин. Но в итоге коллекции Самави нашлось место на стенах на 10-м этаже этого комплекса, где обитает руководство "Велкома" и "Пруденко". Подборка картин на стенах периодически меняется - уже сменилось 5 или 6 экспозиций. "Сюда приходят состоятельные любители искусства", - говорит сотрудник одной из фирм, которая снимает офис в этом бизнес-центре.

По словам информированного источника, коллекция сирийца "сопоставима по количеству картин с коллекциями таких известных белорусских филантропов, как [предправления "Приорбанка"] Сергей Костюченко и [совладелец автохолдинга "Атлант-М"] Олег Хусаенов". "Они больше для души коллекционируют. А для Халеда во многом это бизнес". Халед в начале года открыл офис в Лондоне, в планах значится и Нью-Йорк. Именно там размещаются такие известные аукционные дома, как Сотбис и Кристи. "У Халеда уже есть эксклюзивное право на продажу работ отдельных художников в одном из этих домов", - сказал собеседник.

Что касается Лилии Лукашенко, то она "вместе с Халедом посещала мастерские минских художников, общалась с нами, обсуждали возможности сотрудничества, покупки картин". "Может, в то время она и не сильно понимала современное искусство. Судя по всему, ей были больше по душе простые картины. Но Лилия увлеченно за всем наблюдала, пыталась вникнуть в процесс", - говорит один из художников.

Лилия Лукашенко. Скриншот ctv.by

Жену Виктора Лукашенко можно было увидеть на открытии знаковых выставок в Минске, рассказывают художники. "Она никогда не была в центре внимания. Стояла в сторонке. Рассматривала картины. Многие художники часто с ней здоровались, но даже не знали, кто она", - рассказывает один из искусствоведов.

Доподлинно неизвестна роль Лилии Лукашенко в белорусском проекте Халеда Самави. На сей счет бытует несколько версий. "Когда Халед вынашивал планы по открытию крупной галереи в Минске, то многие относились к этому со скепсисом: "В стране нет арт-рынка, галерея обречена на провал".

Но он утверждал, что в Беларуси много состоятельных людей, поражался тому, сколько дорогих иномарок ездит по улицам Минска, и говорил, что когда подключим к проекту первую леди страны, то интерес сразу проснется", - рассказывает один из минских галеристов. Согласно другой версии, старые дружеские связи должны помочь Халеду с вывозом картин за рубеж. "Виктор же бывший пограничник", - напомнил один из собеседников корреспондента TUT.BY. Согласно третьей версии, невестка президента якобы "направляет высокопоставленных гостей белорусской столицы знакомиться с экспозицией на Интернациональной". Любопытно, что ранее Лилия Лукашенко "работала в концерне "Белхудожпромыслы" специалистом 1-й категории", рассказал в 2003 году Виктор Лукашенко в интервью газете "Комсомольская правда" в Белоруссии".

Искусствовед Алеся Романюк, которую называли одним из специалистов по коллекции Самави в Минске, отказалась давать комментарии для данной статьи.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)