Как минимизировать коррупцию в Беларуси

Сегодня в Беларуси коррупция – в её наиболее распространённом проявлении: «взяточничество» – «мелкотравчатая».

Это не значит, что «кое-где у нас порой» не совершаются многомиллионные подкупы должностных лиц. Это не значит, что в Беларуси не коррумпированы правоохранительные и судебные органы, власти на местах и промышленный директорат. Это не значит, что не коррумпировано общество. Коррумпировано. Меньше, чем в России, но не по мышлению, а по финансовым возможностям.

Это означает гораздо худшее.

Беларусь поражена наиболее опасной формой коррупции – злоупотребление административным ресурсом для «захвата государства» и «захвата бизнеса».

В наличии всеобъемлющее неправомерное вмешательство, – используя должностное положение, – в деятельность исполнительных, законодательных и судебных органов, физических и юридических лиц – для препятствования выполнения ими своих полномочий (или домогательства принятия неправомерного решения).

Это выделяет Беларусь даже в среде неимоверно коррумпированных стран СНГ.

И здесь у Беларуси – особый путь. Колея.

«Благо» одно. Никого не надо искать. Все в стране знают «Главного – и единственного – борца с коррупцией». По его крикам: «Лови вора!».

Есть ещё одна особенность. При существующей приоритетной форме коррупции, в Беларуси минимальны проявления организованной (уголовно-экономической) преступности. Если не учитывать «Семью».

Как сегодня минимизировать коррупцию в Беларуси – очевидно. Снять с должности «Главного и единственного».

Другого пути нет!

Но и смена власти не приведёт – автоматически – к исчезновению коррупции.

Несомненно, изменятся формы. Но велика угроза увеличения масштабов и возникновения организованной (уголовно-экономической) преступности в её «классической форме».

На первый взгляд, кажется, что приход – вместе с новой властью – политической конкуренции и независимых СМИ, – это гарантия минимизации коррупции.

Наивно. Это только необходимое условие.

Достаточное условие «интегрируется мелочами», комплексом. С одной стороны, институциональными нормативно-правовыми преобразованиями, механизм реализации которых общеизвестен из мировой практики. С другой стороны, мерами «с национальным колоритом».

Для минимизации коррупции – избавиться от неё немыслимо – в процессе преобразования страны, необходимо:

- Изменить политическую модель общества: провести разделение властей, инициировать политическую конкуренцию и функционирование, на конкурентной основе, институтов гражданского общества. Обеспечить свободу и независимость СМИ (с равноправностью зарубежных СМИ). И так далее, и тому подобное.

- Сохранить профессиональнейшие кадры по борьбе с организованной преступностью (изменив их целеполагание).

- Реализовать общеизвестные из мировой практики меры, направленные на противодействие коррупции и организованной преступности. В частности:

- Организовать «электронное правительство» – по всей вертикали: от министерств и ведомств (в том числе, фискальных) до администраций регионов и муниципалитетов.

- Реорганизовать судебную систему, заложив в её основу выборность судей всех уровней и «неотвратимость наказания за любые незаконные или необоснованные решения». При одновременном предоставлении судьям эффективного иммунитета.

- Запретить «обратное действие» законов и законодательных актов.

- Ввести обязательное декларирование (легализацию) доходов чиновников и членов их семей.

- Провести реформу системы государственной службы на основе изменения мотивации труда и создания особой системы социальных гарантий для государственных служащих.

- Перевести на обязательный безналичный расчёт совершение крупных покупок и сделок с недвижимостью. Максимально полномасштабно внедрить систему безналичных расчётов.

- Радикально снизить административные барьеры. А именно: закрепить административные процедуры в регламентах работы органов государственной власти. Заменить – при открытии и ведении бизнеса – большинство разрешительных порядков на уведомительные. Передать значительную часть функций, исполняемых государственными органами на реализацию в негосударственный сектор. И т.п.

Необходимо также реализовать оперативные «национальные» меры, направленные на противодействие коррупции и организованной преступности

- Отменить все иммунитеты против уголовного расследования в отношении должностных лиц государства, министров, депутатов всех уровней, губернаторов, мэров и любых должностных лиц всех ветвей власти.

- Создать при Председателе Правительства страны (напоминаем, назначаемом, к тому времени, Национальным собранием) и под его личным руководством «Управление по расследованию коррупции» с задачей профилактики самих условий, благоприятствующих коррупции, и с правами по расследованию фактов коррупции любых должностных лиц. Внедрить в качестве регулярной и каждодневной практики контроль над доходами чиновников и сопоставление с имущественным и финансовым положением не только их самих, но и ближайших родственников.

- Дополнить Уголовный кодекс Республики Беларусь статьями «Накопление богатства, не соответствующего занимаемому служебному положению» и «О конфискации имущества, нажитого коррупционным путем». Разработать соответствующие нормативные акты.

- Обязать ответственных должностных лиц, начиная с высшего руководства (перечень уточнить), подавать каждые полгода декларацию о своих доходах и доходах членов своих семей в «Управление по расследованию коррупции». При несоответствии доходов по представлению управления, подписанному Председателем Правительства, передавать его прокурорам для назначения официального расследования.

- Создать Институт независимых прокуроров для расследования дел в отношении государственных чиновников, включая Президента, Председателя Правительства, председателей Национального собрания и высших судебных инстанций, силовых министров. Разработать соответствующие нормативные акты, регулирующие деятельность независимых прокуроров.

- Отменить льготы и привилегии в отношении всех без исключения государственных служащих, включая депутатов. Перевести госслужащих на контрактную основу, предусматривающую заключение бессрочного контракта с возможностью получения вознаграждения, значительно превышающего служебный оклад, и права на государственную беспроцентную ссуду на приобретение жилья уже после трёх лет службы. Ввести списание оставшегося долга по жилью после последующих пятнадцати лет беспорочной службы. При увольнении чиновника за предусмотренные законом нарушения взыскивать с него не только недоплаченное, но и проценты по ссуде с аннулированием всех страховок. Ввести в Уголовный кодекс дифференцированные наказания за коррупционные деяния государственных служащих категории «А», «Б» и «В». Устранить низшие и высшие пределы наказания и возможность наложения альтернативного административного наказания.

- Запретить переход некоторых государственных служащих (по соответствующему перечню) в течение не менее пяти лет в частный бизнес, с которым они так или иначе были связаны по службе.

- Создать при Правительстве специальную аналитическую группу из представителей различных министерств и ведомств с правом доступа ко всей необходимой информации, с задачей выявления и предупреждения различного рода экономических афер.

- Создать при Правительстве специализированное юридическое управление с задачей проведения экспертизы проектов всех нормативных актов на коррупциогенность. На содержание в проектах документов факторов, способствующих проявлениям коррупции при применении документов. В том числе, могущие стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний. А также допускать или провоцировать их.

- Создать судебные и прокурорские округа, не совпадающие с административным делением страны.

В заключение отметим.

Первое. Лукашенко был прав. Именно по отношению руководителя государства к коррупции население понимает, как он настроен, и чьи интересы будет защищать. Вначале все подумали, что он реально будет защищать народ….

Второе. Не надо никаких особых национальных программ по минимизации коррупции. Нужны лишь политическая воля руководителей страны, чувство ответственности и любовь к своему народу. И, конечно, реализация мер, в общем-то, не сложных и которые давно и с успехом реализовали в цивилизованных странах.

Третье. МАГ считает необходимым предостеречь. Радикальное избавление от коррупции, похоже, может привести к большим экономическим трудностям. «Российские и СНГ-овские реалии» показали, что коррупция – это «постсоветская» форма экономических отношений. В этой модели ничему не обученные чиновники управляют собственностью. И у них нет другого выхода, как визировать решения взяточников. С надеждой, что если те платят деньги, то не будут предлагать плохого ни для себя, ни для собственного бизнеса, ни для экономики страны и региона (в страхе перед налоговыми и силовыми структурами). Но налоговые и силовые структуры оказались коррумпированы не менее чиновников, так как отсутствует независимая судебная – и прокурорская – система, основанная на неотвратимости наказания за любые незаконные или необоснованные решения, при одновременном предоставлении судьям эффективного иммунитета. Круг замыкается.

Кадры – для некоррупционной экономики – решают всё!

Надеемся, все понимают, что в рамках «дневниковой записи» можно только поставить задание на разработку концепции минимизации коррупции и противодействия организованной преступности в Беларуси Будущего.

Ждём Ваших комментариев.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)