Политика
Олег Егоров, Марина Светлова

Как Лукашенко «святой землей» торговал

«Это наш бренд, это наше лицо. Земли сельхозназначения — это святое», — заявил на совещании Лукашенко, ставя себе в заслугу тот факт, что с некоторого времени самостоятельно распоряжается этим богатством. «Cалідарнасць» изучила, как глава государства «берег эту «святую землю».

— Мое отношение к землям, особенно сельхозназначения, да и лесного фонда, вы знаете. Сегодня никаких мероприятий в плане строительства и так далее, связанных с отводом земель, без разрешения президента в стране не производится, — заявил Александр Лукашенко на совещании по совершенствованию законодательства об охране и использовании земель.

Глава государства не скупился на эпитеты, называя земли «святыми», а порядок на них – нашим брендом и лицом.

— Кто бы в страну ни приезжал, отмечает нашу гармонию с природой, что мы ее не испохабили, не исковеркали, — подчеркнул Лукашенко.

Надо думать, больше всего оценить нашу «гармонию с природой» смогли катарские и китайские бизнесмены, которые с разрешения Лукашенко заполучили огромные куски той самой «святой земли».

Эмирам для охоты, китайцам для выскоких технологий

О том, что белорусские власти начали раздавать землю, чтобы привлечь инвесторов и заработать, СМИ начали писать уже давно. Так, по информации «Завтра твоей страны», катарские эмиры воспользовались приглашением Александра Лукашенко и создают на территории Беларуси крупное охотничье хозяйство.

О готовности предоставить эмирам земли в Беларуси для организации охотничьих развлечений впервые было объявлено по итогам визита Александра Лукашенко в Катар еще в августе 2011 года. В белорусские СМИ попал секретный протокол поручений президента, в который были внесены перспективные направления сотрудничества Беларуси с Катаром и другими странами Персидского залива. По одному из поручений старший сын главы белорусского государства Виктор Лукашенко должен был координировать работу по определению "для членов правящей семьи Катара земельных участков для возможного строительства на них резиденций и организации охотничьих угодий".

В конце 2012 года достоянием общественности стало распоряжение первого заместителя председателя Миноблисполкома о безвозмездном выделении Катару земельных участков в Логойском и Смолевичском районах под строительство резиденции и охотничьих вольеров.

Масштаб земельных сделок впечатляет. Как писала «Наша Ніва», только под Логойском Лукашенко сдал катарцам 4 тысячи гектаров земли. Кадастровая цена участков — $ 7,5 миллиона.

А в начале 2015 года стало известно, что к земельным угодьям Беларуси проявляет интерес еще один представитель Персидского залива – ОАЭ. Как сообщила государственная "Сельская газета", эмирам понадобились земли для выращивания зерна. Сообщается, что сейчас Минсельхозпрод готовит информацию по 16 сельхозпредприятиям, которые могли быть интересны богатому инвестору.

Впрочем, не мене комфортно чувствуют себя на белорусской земле и китайские бизнесмены. Как известно, под строительство китайско-белорусского индустриального парка было отдано более 8 тыс. га земли в Смолевичском районе Минской области, что вызвало активный протест со стороны жителей. Указ был подписан в июне 2012 года.

Примеров «бережного» сохранения белорусских земель можно приводить еще много. Складывается впечатление, что «наше лицо» с каждым днем приобретает все более иностранные черты.