Общество
Светлана Метёлкина

Как Лукашенко на себе экономил

В рамках проекта «20 лет правления Александра Лукашенко» мы решили заглянуть в карман к президенту.

Честно говоря, слеза наворачивается, когда слушаешь рассказ президента про его аскетичную жизнь.

— Я загнал себя в такой тупик, в такой угол, что я себе не могу позволить даже абсолютно легально, нормально обеспечить своих детей квартирой и т.д. Это, во-первых, можно сделать только за счет кредитов. У меня нет денег, чтобы им построить квартиру даже в Минске. (Из интервью каналу «ТВ Центр». 2005 год).

— Для себя лично я ничего не приобрел, не было у меня наслаждений». («Завтра», 2009).

Были и другие душераздирающие истории. О зарплате, треть которой отдает в бюджет (хотя по собственному же признанию находится на гособеспечении); как экономит на костюмах и клюшках; о подержанном транспорте и прочих тяготах президентской жизни.

Мы решили взглянуть на суровый быт белорусского президента, который окружает его последние 20 лет.

Жилищный вопрос

Слушая рассказ Лукашенко о невозможности обеспечить своих детей квартирой, даже как-то тяжело себе представить, что высокопоставленные не молодые уже чиновники (сыновья Дмитрий и Виктор 1980 и 1975 года рождения) не смогли бы справиться с этим вопросом самостоятельно.

Но даже в этом случае разместиться всей большой семье Лукашенко, думается, есть где. Журналисты уже не раз пересчитывали резиденции президента, число которых перевалило за десяток. Дрозды, комплекс Заславль недалеко от Минского моря, дача возле Острошицкого городка, когда-то принадлежавшая маршалу Тимошенко, Вискули в Беловежской пуще, полесская резиденция на берегу Припяти в Петриковском районе — список можно продолжать еще долго.

Да и хотя бы недавно построенное в центре Минска «административное здание». То самое, с табличкой «Резиденция президента», которое строилось «для людей», но почему-то оказалось для них закрытым, и на которое не потратили «ни копейки из бюджета», опустошив казну минимум на 100 миллионов долларов.

Про золотые вилки, ложки, сервизы, люстры и прочие «надобности» этого «домика», регулярно мелькающие на сайте госзакупок, мы скромно умолчим.

Что же касается других жилых помещений главы государства, то не так давно Лукашенко заявил, что готов пригласить журналистов в свою резиденцию, чтобы показать им, в каких условиях он живет.

— Но я думаю, вы уйдете из моей резиденции сильно разочарованным. Я живу в резиденции, которую построил еще Петр Миронович Машеров. Живу в старых резиденциях, где жили наши руководители. Если бы вы ее посмотрели, сказали: Лукашенко, ты должен ее снести и построить новую, — горестно заявил президент.

Правда, складывается впечатление, что представления о роскоши у каждого свое. Валерий Карбалевич в своей книге «Политическая биография Лукашенко» вспоминает, что, например, в 1998-1999 г. на строительные работы по благоустройству резиденции в Дроздах было затрачено 955,2 млрд рублей. И приводит данные, что на помощь 20 районам, пострадавшим в 1999 году от наводнения, было выделено 400 млрд рублей.

Автопарк

В вопросе комфортного передвижения быт главы государства тоже расходятся с его заявлениями. Публично Лукашенко не раз призывал всех окружающих, и особенно чиновников, проявлять рачительность.

— Особенно возмущает людей, когда, на словах призывая коллектив к экономии, тот или иной руководитель предприятия, которое погрязло в долгах как в шелках, покупает себе любимому дорогостоящие иномарки..., — заявил он, выступая с посланием к народу в 2013 году.

Что же касается личных предпочтений главы государства, то тут дела обстоят с точностью до наоборот.

О том, какие и сколько машин имеется в автопарке президента, доподлинно неизвестно. На улицах города неоднократно можно наблюдать президентский кортеж, состоящий из нескольких «Мерседесов». Пару лет назад Лукашенко сам проговорился о новой иномарке — роскошном «Майбахе» (цена около 400 тысяч евро), который, по его словам, подарил некий бизнесмен. О том, что, согласно действующему законодательству, госслужащие не имеют права принимать даже куда более скромные презенты, Лукашенко почему-то забыл.

Он даже вменял себе в заслугу, что не отказался от подарка.

— Что касается этого «Майбаха», так его уже не выпускают, его сняли с производства. Мне подарили его на день рождения — я его отдал государству. Мне все равно надо было бы купить автомобиль, если бы не было этого «Майбаха». Хочешь не хочешь — бюджет бы тратил. Я ее отдал в гараж особого назначения, чтобы президент на нем перемещался. Завтра президента Лукашенко застрелят, повесят, снимут с работы — вы на нем будете ездить. Это президентский автомобиль, который государству достался бесплатно. (2013 год).

Такой вот невиданный аттракцион щедрости. Теперь, благодаря Лукашенко, у белорусов есть одна из самых дорогих в мире машин, на которой они могут катать своих президентов!

Интересно, а кому достанется электромобиль Коли Лукашенко стоимостью около 20 тысяч долларов, на котором 6-летний мальчик в 2009 году катался перед видеокамерой по резиденции в Дроздах?

Кстати, в этом же году Лукашенко с сыном участвовали в байкерском фестивале на мотоцикле одной из самых дорогих моделей Harley-Davidson Ultra Classic Electra Glide стоимостью не меньше 32 тысяч евро. Как писала газета «Комсомольская правда» в Белоруссии», минские байкеры утверждали, что это личный байк Лукашенко.

Авиационный парк

В 2011 году в ходе пресс-конференции Александр Лукашенко рассказал, на какие жертвы ему лично приходится идти в условиях экономического кризиса:

— Не покупал клюшки, коньки в эти кризисные времена, костюмы – только белорусского производства. Очень ограничиваю себя в питании и употребляю в пищу только белорусское, потому что иностранное мне в рот не лезет.

А уже через пять дней после этого в СМИ появилась информация о покупке Беларусью у Туркменистана авиалайнера Boeing 767 в VIP-комплектации для Лукашенко. Этот самолет был ранее за 130 миллионов долларов собран специально для Сапармурата Ниязова. Позже Лукашенко рассказал, что Беларуси президентский Boeing обошелся «меньше, чем за 100 миллионов долларов».

Но и тут, как оказалось, Лукашенко проявил рачительность.

— То, что мы купили у туркменской стороны самолет, это для того, чтобы сэкономить, потому что новый в 2-2,5 раза дороже.

Вот и бережливость.

Кстати, особая роскошь внутреннего убранства самолета не раз становилась поводом для обсуждения в прессе.

Кстати, это не первый Боинг в авиапарке главы государства. В 2004 году по спецзаказу в США был построен «Боинг 737-800/BBJ2 EW-001PA», стоимость которого специалисты оценивают около 100—130 млн долларов. Как писала «Народная Воля» самолет был оборудован полной шумоизоляцией, спецсвязью, сложной системой обеспечения безопасности, роскошным интерьером, мебелью из дорогих и редких пород дерева, тренажерным залом и пр.

Всего же в правительственном парке Беларуси пять самолетов — помимо упомянутых Боингов, есть канадский Bombardier Challenger 850 EW-301PJ и российские Ту-154 М EW-85815 и Як-40 EW-88187.

Имеются также вертолеты, на которых Лукашенко отправляется в вояж «по полям-по лесам» во время уборочных кампаний. Обычно свой рейд он совершает на вертолете Ми-8 EW-25049 — подобном тому, на котором летает Владимир Путин. Примерная стоимость — $ 8 миллионов долларов USD.

Еще два вертолета Лукашенко достались в наследство от бывшего премьера Кебича. В 1996 г. он купил вертолет министра обороны России Павла Грачева, а к концу того же года в Минск была доставлена новая машина МИ-172, сделанная по спецзаказу на Казанском вертолетном заводе (примерная стоимость около 4 млн долларов).

Есть еще катера. В 1996 году «Свобода» писала, что Управление делами президента перевезло через всю страну из Гомеля на озеро Нарочь двухпалубный теплоход для главы государства.

Развлечения

Недешево обходятся белорусам и спортивные увлечения Александра Лукашенко. Конечно, расходы на спортивную экипировку и инвентарь в виде велосипедов, роликов и клюшек на фоне Боингов выглядят не так внушительно — что такое несколько тысяч долларов на итальянский велосипед по сравнению с сотней миллионов?

Но вот поездки Лукашенко на горнолыжные курорты, Олимпийские игры и прочие выездные хоккейные турниры для белорусского бюджета очень даже ощутимы.

Словения, Австрия, Сербия, Черногория — список курортов, на которых Лукашенко побывал за эти годы, можно продолжать еще долго. Только в марте 2009 года президент в течение двух недель успел покататься на лыжах с гор в Сербии, Армении и России (сочинский курорт «Красная Поляна»).

Чаще всего эти поездки проходили под маркой официальных визитов в страну или вообще старались не афишироваться. Надо ли говорить, что отели, в которых останавливался белорусский лидер со своей свитой (иногда она насчитывала, по словам очевидцев, примерно 100 человек) были далеко не экономкласса?

Вот как Валерий Карбалевич описывает в своей книге «Политический портрет Лукашенко» поездку руководителя страны на зимние Олимпийские игры в японский город Нагано в 1998 году: «Желание совершить эту поездку родилось неожиданно, после того как сборная Беларуси по хоккею обыграла французов и немцев. Желая присутствовать при предполагаемом триумфе хоккеистов и, как выразился сам белорусский лидер, «лично опробовать олимпийскую лыжню», он с сыном и свитой в 20 человек без приглашения и даже предварительного согласования с японскими властями прибыл в Нагано («Свободные новости», 1998, №7).

Полторы недели президент наслаждался соревнованиями, о чем белорусское ТВ радостно сообщало телезрителям, катался на лыжах. В своих воспоминаниях тогдашний посол Беларуси в Японии П.Кравченко рассказывает, как управляющий делами президента И.Титенков расплачивался за проживание белорусской делегации в отеле. Он раскрыл дипломат и высыпал перед ошарашенным японским портье 100 тысяч долларов наличными (Кравченко П. Беларусь на распутье. Записки дипломата и политика. М., 2006, с.244). А всего эта поездка обошлась в несколько миллионов долларов».

Свою любовь к спорту Лукашенко активно пытается привить еще и гражданам своей страны. Причем очень специфическим способом. Количество построенных ледовых дворцов бьет все рекорды. Согласно исследованию Международной федерации хоккея, с 2003 года в Беларуси появилось 19 новых ледовых катков. Их общее количество составляет 33. Недавно даже сам Лукашенко согласился, что хватит: «Мы их столько имеем сегодня, сколько не можем задействовать, а главное — они не дают нам той отдачи, на которую мы рассчитывали».

Сколько всего бюджетных средств было потрачено на этот «каприз» не отмечается.

Одежда и аксессуары

Даже в этом вопросе Александр Лукашенко нет-нет да и похвастается своей необычайной бережливостью. О том, как он «экономил» на еде и клюшках, мы писали выше. Приведем еще одну цитату экономного президента: «Я когда-то приобрел итальянский костюм, я уже рассказывал где-то много лет назад, но они очень дорогие, и я сказал, что такие деньги платить за них не буду». (2011 год)

На деле выходит иначе. Даже спортивные костюмы главы государства выдают в нем большого любителя далеко не самых дешевых зарубежных лейблов.

Та же история и с аксессуарами. В 2009 году во время визита Лукашенко в Литву журналистам удалось сфотографировать часы на его руке. Оказалось, что это швейцарские часы Patek Philippe Calatrava 5120j стоимостью 16 тыс. долларов.

Журналисты подсчитали, что часы, которые носит президент США Барак Обама, стоят в 52 раза дешевле.

А 1 мая 2010 года во время прогулки Лукашенко с сыном Колей в минском парке имени Горького журналисты заметили у мальчика в руках детский мобильный телефон iPhone компании Apple, стоимость которого в зависимости от модели начинается от 600 долларов.

Такой вот пример экономии и бережливости. И трудно не согласиться с Александром Лукашенко, когда он призывает граждан Беларуси начать экономить, потому как, судя по затратам на президента, белорусы — очень расточительный народ.