Как Крым выживает без света уже шесть дней. И кого винят во всех бедах местные жители

Крым живет без света уже шесть дней. Настроения жителей на разных концах полуострова кардинально различаются: если в Севастополе люди готовы терпеть до Нового года, то в Керчи уже уверились, что про их город забыли.

Где-то рестораны работают до 10 вечера, в других местах — люди стараются не выходить из дома после наступления темноты. В той же Керчи, по словам местных жителей, нападают на людей и обворовывают магазины. Как крымчане переживают блэкаут на разных концах полуострова — в репортаже Марии Борзуновой.

Симферополь и Севастополь

В двух главных городах Крыма люди готовы жить без света хоть до Нового года. Днем в центре Симферополя много людей. Во всех магазинах и ресторанах есть свет, играет музыка.

«А у нас свет вот только с субботы на воскресенье выключали, после этого все работает», — говорит работница пиццерии.

Буквально через десять минут в кафе выключается свет, официантки расставляют свечи, но уже через пять минут в пиццерии снова становится светло. Крымчане рассказывают, что свет есть только в центре, в некоторых районах электричество не работает.

«А вы чего приехали сюда? Можете в Москве у себя объектив пальцем закрыть и вот вам Крым!», — говорят они.

Узнать, когда выключат свет, сложно: опубликованный график не всегда совпадает с реальностью. Во втором главном городе полуострова — Севастополе — на автовокзале все обсуждают, у кого когда выключат свет по графику. «Так, в девять свет у нас выключают? Я уже еду», — говорит мужчина по телефону.

Женщина, которая ходит по вокзалу с табличкой «Сдам квартиру», рассказывает, что все нормально, жить с электричеством по графику уже привыкли. В произошедшем она винит «Правый сектор» и крымских татар: «Тяжело для России и Крым взять, надо же обеспечить. И война идет на Донбассе, мы-то это понимаем. Очень тяжело», — объясняет крымчанка.

Уличные фонари в Севастополе не работают, дорогу освещают фары машин и вывески ресторанов и магазинов. В городе работают и больницы, и школы — правда, по словам местных жителей, уроки сокращенные, а учителя стараются обойтись без заданий на дом.

На заправках машины выстраиваются в очереди: в основном за топливом для генераторов. В районе Гагаринский блэкаут наступил не по графику — на час раньше. На улицах темно: Гагаринский, скорее похож на декорации к фильму ужасов про вымерший город.

«Мы сразу купили генератор. Но стараемся пораньше убирать его уже в ночное время, чтобы соседи не жаловались, он шумит очень», — рассказывает заместитель директора магазина «Причерноморье» Леонид. По темным улицам Гагаринского жители ходят с лампами. «Нам главное, чтобы хотя бы на Новый год был свет, чтобы отметить, как люди уже», — говорит Вероника.

Во дворе гуляют три пожилые женщины. «Все нормально, мы сидим, звезды наконец-то считаем. И ждем, когда же будет свет», — иронизирует одна из крымчанок. «Чего они добились? Сделать нам плохо? Крымчанам, севастопольцам? Нет, плохо они сделали только себе. Мы перетерпим и год, и два, и три», — говорит пожилая женщина о тех, кто подорвал опоры ЛЭП.

Молодая семья подсвечивает темный подъезд фонарем. Пока Ника укладывает ребенка, Дмитрий рассказывает, что они переехали в Крым недавно — по работе. Молодой человек говорит, что одна из главных проблем лично для него — помыть машину. «Ну, еще хлеб сложно найти. Сейчас приехали из магазина — хлеба нет». На работу Дмитрий ездит в другой район, поэтому, когда дома нет света, то значит, электричество есть там. Ника рассказывает, что каждый день дорожают свечи, причем найти их в городе все сложнее. «Я попросила брата из Санкт-Петербурга, чтобы он выслал "Деловыми линиями" коробку свечей. Мне вообще-то кажется, что в такой ситуации свечи должны раздавать бесплатно», — говорит девушка.

На местные власти жители не жалуются, говорят, что никто не мог ожидать, что в Украине подорвут ЛЭП.

«За месяц уже было понятно, что свет будут выключать и надолго. Потому что татары, которые сидят на Украине были настроены решительно», — возражает глава экологической организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук. Гарначук раньше был муниципальным депутатом в московском районе Тропарево-Никулино, но в 2014-ом году уехал в Крым и стал помощником вице-премьера полуострова. Теперь он возглавляет экологическую организацию. Гарначук рассказывает, что одна из главных проблем — это трудность в оказании экстренной помощи, потому что плохо работает связь. Он рассказывает, что люди, инвалиды оказались буквально запертыми в квартирах. Многие просто не могут самостоятельно выходить на улицу в такой темноте и при неработающих лифтах. «Я думаю, что надо создавать движение, которые будут помогать таким людям», — говорит Гарначук.

Керчь. «Тихо и холодно. Как в морге».

«Севастополь — город федерального значения, там воинская часть, там все прекрасно, может, там нормальное руководство», — говорят жители Керчи. Они считают, что про них просто забыли.

«В течение четырех дней такого понятия как город-герой Керчь просто не существует» — возмущается продавщица в привокзальном магазине. Женщина спрашивает у меня, что пишут в новостях. Здесь узнать, что происходит, почти невозможно, лишь иногда удается послушать радио. Главным источником информации стали слухи.

«Говорят, в Крым завезли генераторы, но они все ушли на Севастополь и Ялту», — продолжает женщина. В Керчи света нет уже шестые сутки. В новостях пишут, что целый район питается от Камыш-Бурунской ТЭЦ (летом электростанцию останавливали для планового ремонта, из-за блэкаута ТЭЦ пришлось экстренно вводить в строй, сейчас она, согласно сообщению на сайте, вырабатывает 100 мегаватт — Дождь), местные жители говорят, что этой энергии хватает на несколько домов. Многие магазины в городе работают до трех — позже уже слишком темно. Отопления в городе тоже есть далеко не у всех. «Тихо и холодно. Как в морге», — заключает продавщица.

«А у вас тетрисы есть?», — прерывает наш разговор молодая девушка. «Мы вспомнили все старые игры: города, морской бой, имена, карты. С семьей по вечерам при свечах общаемся», — рассказывает женщина про досуг в блэкауте. Отчеты Крыма об энергоснабжении региона здесь называют сказками. «Симферополь и Севастополь — да. Их в первую очередь подключили. Потому что там люди, а здесь не знаю», — говорит жительница Керчи. С ней готова поспорить работница соседнего магазина: «Мы непотопляемые! Сейчас тяжело. Все накинулись на бедную Россию-матушку, но ничего, мы выдержим».

По словам местных жителей, не всем повезло купить генераторы: уже в воскресенье их либо не было, либо цены подняли в несколько раз. А тот, кто все-таки успел купить генератор, теперь стоит в бесконечной очереди на заправке. «А вы из Москвы? А канистру бензина вы с собой не привезли?» - шутит керчанка. Свечи тоже подорожали — кто-то даже говорит, что сейчас они стоят 100 рублей.

Детские сады и школы закрыты до понедельника. Больницы работают, но керчане спрашивают: «Как позвонить в "скорую", если связи нет?». В Керчи из республиканской школы-интерната эвакуировали детей. Еду там приходилось готовить на костре. Из другого интерната детей эвакуировать не могут, родителей попросили забрать всех домой. Сейчас в Специальной школе-интернате на улице Чкалова осталось одна девочка — она сирота. «Понимаете, дети у нас с особенностями, поэтому не каждый интернат и не каждое заведение может нашего ребенка принять. Нужны особые условия и люди, которые могут с ней работать. Нужна постоянная коррекционная работа, потому что надо сопровождать этого ребенка», — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе интерната Илона Росик. Женщина говорит, что переживать не стоит — с девочкой постоянно занимаются, а руководству интерната удалось договориться с рестораном, чтобы ей привозили горячую еду.

В центре города в магазине есть свет. Люди стоят в очереди за горячим кофе: «Простите, кофемашина не работает. Генератор не выдержал». На дверях висит объявление: «Уважаемые керчане! Ввиду сложившейся ситуации просим сохранять спокойствие! Ситуация в г. Керчи находится под контролем городских властей». Внизу указан график подачи воды: с 6 до 9 и с 19 до 22 часов.

Аптеки тоже работают только до пяти. Продавщица объясняет, что вечером люди все равно на улицу уже не выходят. «Вчера из сельпо выкидывали продукты, потому что все портится. Так люди стояли и подбирали. Рыбу, мясо», — говорит она.

В городе очень тихо, иногда слышно звук генератора. В фотоателье тоже есть свет. «Мне что есть свет, что нет: все хорошо», — говорит молодой человек, который успел купить генератор по старой цене. Девушка его одергивает: «Главное, чтобы бензин был. Вчера-то на всех заправках не было». Молодой человек объясняет: «Если есть свет, есть бизнес. Но налоги придется платить в любом случае. Независимо от того, имеет человек доход или нет».

Каждый наживается на блэкауте, как может: кто-то поднимает цены на керосин, генераторы и свечи, а кто-то разрешает за деньги заряжать телефоны. Хозяин фотоателье рассказывает, что у него эта услуга относительно дешевая — всего лишь 100 рублей без ограничения по времени.

В кафе «Абдулла» телефоны разрешают заряжать бесплатно. На двери висит записка: «Мы работаем. Свет есть». Хозяин-сириец рассказывает, что посетителей сейчас намного больше. На вопрос, когда он приехал в Россию, Абдулла отвечает: «ну, Харьков считается будущая Россия? 20 лет назад туда приехал как турист. Сирия и Россия — это слова из одних и тех же букв, только расставлены они по-разному. Есть что-то между нами».

В понедельник его кафе обокрали. Сигнализация не работает, поэтому кто-то вскрыл дверь и украл ноутбук, планшет и еду с кухни. Девушка говорит, что они не единственные, кто пострадал от мародерства в блэкауте. Ювелирные салоны вывезли весь товар, чтобы их тоже не обокрали.

В соседнем магазине работают при свечах. Продавщицы сделали уценку 50% на замороженную продукцию, чтобы не выкидывать товар. Женщины удивляются, зачем люди скупают хлеб в таких количествах — завод в Керчи работает.

Людмила Федоровна показывает мне, как ее семья переживает блэкаут. В комнате пенсионерка топит печь, поэтому отсутствие отопления ее не пугает. «Мы знаем, что Россия нас не бросит. Тем более, у нас тут через Керчь тянут кабель. Мы считаем, что все будет нормально», — рассказывает женщина. «Главное, что у нас не как в Донецке, самолеты над нами не летают. Лучше без света, чем с войной». Пенсионерка уверяет, что раз Владимир Путин пообещал, что не бросит Крым, значит, все будет хорошо. Людмила Федоровна недовольна местными властями: «У нас город стал мертвым. Те, кого мы выбрали, оказались недостойны».

В отличии от севастопольцев, керчане ждать еще месяц не готовы. В шесть вечера в городе уже темно. На улицах становится меньше людей, все стараются быстрее добраться до дома. «Вы бы не ходили так по улицам одна. Это опасно», — советуют мне местные жители. Керчанка рассказывает, что в темноте не только грабят магазины и рестораны, но и избивают людей. Екатерина не ходит по улицам одна, на работе все сотрудники ждут друг друга и вместе добираются до вокзала.

Керчь — пожалуй, единственный город, в котором винят, скорее, местные власти. Жители рассказывают, что сидят без света, а по радио иногда слышат, что их город, оказывается, полностью питается от местной ТЭЦ. «То, что у нас такое сложилось — это местная власть. Они рапортуют, что у нас все хорошо, вот никто и не чешется», — говорит продавщица Елена.

Керчане уверены, что никто не обращает на них внимания только потому, что власти города скрывают реальную картину: «Но мы все равно ждем, когда кто-нибудь к нам придет и скажет хоть что-то хорошее. Потому что мы надеемся, что все будет хорошо».

Кто виноват

Владимир Гарначук считает, что помимо крымских татар, которые, по его мнению, причастны к подрыву ЛЭП, виноваты и местные власти. Накануне в отставку уже был отправлен министр энергетики Крыма Сергей Егоров, но Гарначук считает, что это увольнение почти ничего не значит. «Министр энергетики — это всего лишь разменная фигура. Основными виновниками являются губернатор Севастополя и глава республики Сергей Аксенов», — говорит Гарначук. Он рассказывает, что у власти была возможность подготовиться к блэкауту, но они этого не сделали. «Они просто-напросто не приняли никаких мер, чтобы провести аудит энергетической системы, готовности к блэкауту. Они просто взяли и самоустранились от решения этой проблемы», — говорит Гарначук.

Руководитель экологической организации считает, что сейчас в Крыму происходит «отрицательный кадровый отбор». По его словам, местные власти «выдавливают» из региона всех, кто не готов участвовать в воровских схемах, и это тоже одна из причин блэкаута. Гарначук считают, что Крым ждут кадровые перестановки. Но главу республики они могут не коснуться. Аксенова тут сравнивают с Рамзаном Кадыровым: он несменяемый. А значит, его отставки ждать не стоит.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)