Лица
Анна Сотникова, GQ

Как Кристоф Вальц стал главным злодеем мирового кино

«Он очень необычный актер, поэтому неудивительно, что у него такая необычная карьера. Очень редко представляется случай найти кого-то, чей родной язык не английский, но кто настолько тонко чувствует его тонкости и нюансы. Он – уникальный случай».

Так отзывается о Кристофе Вальце режиссер Сэм Мендес, взявший его на роль ультимативного злодея в «Спектре». Мендес говорит, что заметил Вальца еще в 2009 году, после выхода «Бесславных ублюдков». Тогда же его, в принципе, заметил и весь мир.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

Вальц родился в Вене, его родители были художниками по костюмам. Он начинал как театральный актер, некоторое время провел в Нью-Йорке, обучаясь актерскому методу у Ли Страсберга, играл на сцене в Цюрихе, Вене и Зальцбурге. 15 лет своей карьеры он провел в Лондоне, – в период с 1980-х до 2000-х он стал довольно успешным телевизионным актером: играл доктора Ганса-Иоахима Дорфманна в телесериале Channel 4 The Gravy Train, карикатурного немецкого шпиона в The All New Alexei Sayle Show и даже сумасшедшего злодея, убивающего женщин и помешанного на куклах в «Комиссаре Рексе».

Уже тогда Вальц играл в основном харизматичных негодяев с легким оттенком безумия, – впоследствии он отшлифует эту свою особенность амплуа до идеала. Карьера поначалу не то чтобы особенно задавалась, – как-то раз Вальц провел девять месяцев без работы, уволившись из театра, потому что ненавидел своих коллег. Его необычное лицо, акцент, раздражительность и требовательность не вписывались в стандартный театральный коллектив. Кроме того, он не переносит идиотов.

Кристоф Вальц: «Никому не посоветую порнофильм с моим участием»

Все изменилось в 2008 году, когда Вальц попал на кастинг «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Это можно назвать счастливой случайностью, – обычно для того, чтобы оправдать европейское финансирование, американские продюсеры демонстрируют желание нанимать европейских актеров, проводя условные кастинги в нескольких городах. Актеров слушают, затем им сочувственно пожимают руки, извиняются и отправляются домой – нанимать окупаемых голливудских звезд, которых и планировали на эти роли с самого начала.

Так должно было случиться и в этот раз, но Тарантино увидел пробы Вальца и тут же заявил, что никто, кроме этого неизвестного немца, не сможет сыграть ироничного злодея с ужимками, полковника СС Ханса Ланду, за выдающиеся творческие успехи прозванного «Охотником на евреев».

После этой роли Кристофа Вальца заметили: 27 наград, включая «Оскар» за лучшую роль второго плана, миллион предложений от режиссеров разного калибра. Именно вектор, заданный Хансом Ландой, стал определяющим в карьере Вальца: хладнокровный эксцентричный злодей с шуточками, чья судьба омрачена предчувствием трагической неудачи, но каждый выход которого – поистине королевский. Его шизофренические ужимки, его мимика, его сдержанная элегантность и немецкая вежливость сделали его если не главным кинематографическим негодяем нашего времени, то уж точно самым элегантным.

После «Ублюдков» последовал карикатурный вежливый мужчина по фамилии Чуднофски в «Зеленом Шершне» Мишеля Гондри, очаровательный садист в «Воды слонам!» Фрэнсиса Лоуренса, непростой буржуа в «Резне» Романа Полански и хитрый кардинал Ришелье в «Мушкетерах» Пола У. С. Андерсона.

Попытка Тарантино переквалифицировать Вальца в хорошего парня принесла актеру еще один «Оскар», но в «Джанго освобожденном» хорошим парнем его можно назвать лишь условно.

Повторная попытка Терри Гиллиама с «Теоремой Зеро» и вовсе провалилась, – правда, в силу несколько других причин, чем изображение Вальцем драматического характера не без фирменных странностей. И вот он снова озвучивает злодея в мультике и играет обаятельного садиста-мегаломана, мучающего свою жену и обманывающего весь мир в «Больших глазах» у Тима Бертона.

Злодей-мегаломан с пушистым котом на коленях, возглавляющий хрестоматийную организацию СПЕКТР, легендарный Блофельд, знакомый зрителю по книгам Флеминга и предыдущим фильмам, видится логичным продолжением этой галереи безумцев в фильмографии Вальца. Блофельд – обладатель дипломов по политической истории, экономике и инженерии, манипулятор, основавший СПЕКТР в попытке захватить мир. Этот персонаж в фильме Мендеса превращается в испорченного, капризного, злого гения-социопата – с фирменными вальцевскими ужимками и его непринужденным шлейфом чистого зла.

Конечно, немного печально, что Вальц выглядит застрявшим в одной роли, – его драматический талант вполне позволяет играть и более сложные характеры. Очень хочется думать, что со временем режиссеры найдут способ раскрыть другую сторону его личности, а пока можно смело сказать спасибо за то, что у нас на экране есть хоть один настолько выдающийся злодей – если подумать, не так уж и мало.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)