Как Кремль послал своих военных на смерть за клочок земли, который потом подарил
55 лет назад между двумя огромными коммунистическими державами произошел конфликт на крохотном острове. Почему в современной России о нем предпочитают не вспоминать?
В ночь на 2 марта 1969 года китайские военные заняли в Приморском крае остров Даманский, размером меньше квадратного километра. Советские пограничники в тот же день сумели их выбить, но ценой немалых жертв – погиб 31 человек.
15 марта события повторились. После очередного боя за небольшой остров число жертв с обеих сторон выросло еще на несколько десятков. Среди погибших был и, по крайней мере, один беларус. Полоска земли стала «кровавым островом».
В те дни мир с изумлением наблюдал не только за сообщениями о боевых действиях (остряки назвали события «Первой социалистической войной»), но и за тем, как две крупнейшие коммунистические державы развернули шумные и масштабные пропагандистские кампании друг против друга.
В Китае кричали о «неоимпериализме» СССР, в Советском Союзе – об «озверевшем китайце» и «клике Мао Цзэдуна». В частности, газеты писали, что трудящиеся БССР «с глубоким возмущением» осудили «нападение» Китая.
Благодаря пропаганде приграничный конфликт на острове Даманском превратился в миф о подвиге советских пограничников и их победе над напавшим врагом. Но на деле все было совсем не так.
Так кто на кого напал?
Что не рассказывали советским гражданам, так это о том, что остров Даманский веками был китайской территорией. Он, кстати, и островом то долгое время не был.
В 1915 году река Уссури подмыла китайский берег, и часть его стала островом, которые русские окрестили Даманским, а китайцы – Чжэньбао дао («Драгоценный»). Местным китайским жителям добраться до острова было около 50 метров по льду или на лодке.
Согласно мировой практике границы на реках проводятся по главному фарватеру, но со времен Российской империи на этом участке границу проводили по китайской береговой линии.
Согласно другим данным, в 1933 году при оккупации Японией Маньчжурии СССР перенес границу ближе к китайскому берегу, незаконно взяв под контроль почти все острова на реках Амур и Уссури.
Китайцы с таким положением согласны, конечно, не были. КНР и СССР вели переговоры о том, чтобы перейти к справедливому проведению границы, но постоянно что-то мешало.
Тем временем отношения между Пекином и Москвой стали стремительно ухудшаться. Мао Цзэдуну никак не могло понравиться развенчание культа личности Сталина: китайский «отец народов» увидел в этом потенциальную угрозу для своей власти и международного коммунистического движения. Накопился и ряд других идеологических расхождений.
Историк Рой Медведев писал в своей книге: «Брежнев нес немалую долю ответственности за сложившуюся драматическую ситуацию. Советское руководство не пожелало изменить несправедливое положение на границе по Уссури и Амуру, при котором советско-китайская граница проходила не по фарватеру этих рек, а по китайскому берегу».
В общем, ко 2 марта 1969 года отношения крупнейших стран «красного лагеря» были уже испорчены, а конфликт за остров стал апогеем напряженности между двумя амбициозными режимами.
Но почему китайцы стали защищать свою территорию с оружием в руках именно в марте 1969 года? Историки спорят о причинах до сих пор.
Одна из версий связана с тем, что в апреле того года был запланирован IX съезд компартии Китая, на котором Мао Цзэдун призвал «крепить единство» и на котором была закреплена маоистская идеология. Таким образом события на острове Даманский сыграли вождю на руку.
Также возможно, что к 1969 году власти КНР почувствовали себя достаточно сильными, чтобы настоять, наконец, на возвращении своих территорий.
Как Даманский перешел Китаю
Советские граждане жили с убеждением, что благодаря подвигу пограничников остров в Приморском крае удалось сохранить за СССР. Но реальность, о которой умалчивали власти, была другой.
Во время мирных переговоров стороны договорились о пересмотре границы. Уже в сентябре 1969 года Москва вернула Пекину остров.
На Уссури под солнцем тает лед
Весна смешала голубые краски
Ну кто, скажите, кто же нам вернет
Тех, кто погиб на острове Даманском.
Советские власти долго скрывали этот факт, пока в 1991 году Михаил Горбачев открыто не заключил с властями Китая новый договор о части границы (ее, наконец, провели по фарватеру рек).
В 2004 году уже президент России Владимир Путин передал КНР другие острова, расположенные в Хабаровском крае – 337 квадратных километров! Хотя еще за пять лет до этого в российской прессе такое решение называли «неприемлемым».
Какие же в целом были последствия приграничного конфликта 1969 года, результат которого СССР выдавал за свою «победу»? Во-первых, была похоронена советско-китайская дружба, КНР неожиданно сблизилась с США.
Во-вторых, СССР вынужден были держать на китайской границе гигантскую военную группировку, что не способствовало сохранению его сил.
В современной России, как правопреемнице Советского Союза, словно не знают, что делать с памятью событий 1969 года. Если и упоминают, то коротко и скомкано. Чем гордиться? Да и как рассказывать, если «озверевшие» китайцы теперь вроде как союзники (в отличие от «братского народа», ставшего «бандеровцами»).
А Чжэньбао дао стал местом китайской славы. Сегодня там приносят присягу пограничники КНР.
Тогда Кремль с легкостью послал на смерть десятки своих военных ради клочка земли, который ему был совершенно не нужен.
Сегодня Кремль с легкостью посылает на смерть десятки тысяч своих военных. Правда, на этот раз война идет за большую европейскую страну. Но на самом деле она нужна России примерно в той же степени, что и Даманский. Причиной бойни вновь стали безумные амбиции московских старцев, желающих продемонстрировать миру свою крутизну.
В конечном счете результат для РФ будет столь же плачевный…
Читайте еще
Избранное