Зацепило!

Кирилл Иванов

Как Костюшко «перестал» быть национальным героем белорусов

Зацепило! Объяснения руководства Академии наук вызывает встречные вопросы.

Адкрыццё помніка Касцюшку, архіўнае фота Уладзі Грыдзіна, Радыё Свабода

Заместитель председателя президиума национальной Академии наук Сергей Чижик считает, что Тадеуш Костюшко не вел борьбу за интересы белорусского народа, а отстаивал интересы Польши и США.

Об этом говорится в официальном ответе за подписью физика Сергея Чижика, который получил один из читателей «Нашай Нівы».

Издание публикует предысторию: весной 2019 года почти сто человек обратились в Мингорисполком с предложением присвоить одной из улиц имя Тадеуша Костюшко. Чиновники отказали, сославшись на мнение Академии наук. Тогда читатель «Нашай Нівы» Дмитрий Плащинский направил запрос ученым: обоснуйте свою позицию. И наконец получил ответ.

— С личностью Тадеуша Костюшко связаны многие события войн и вооруженных конфликтов, в том числе на территории Беларуси. Он участник борьбы за независимость североамериканских колоний от Великобритании, а также за восстановление Речи Посполитой в пределах 1772 года, которую Тадеуш Костюшко рассматривал как польское государство. Активно отстаивал конституцию Речи Посполитой 3 мая 1791 года, — говорится в ответе. — Согласно этой конституции, название государства «Речь Посполитая обоих народов» (то есть Короны Польской и Великого Княжества Литовского) было изменено на «Речь Посполитую польскую». Более того, Тадеуш Костюшко открыто выступал за полонизацию народностей Речи Посполитой, в том числе и белорусов.

Утверждение о том, что Костюшко вел борьбу за интересы и независимость белорусского народа, противоречит историческим фактам, пишет замруководителя Академии наук:

— В своей деятельности Тадеуш Костюшко отстаивал интересы Польши и США, а не Беларуси. Поэтому называть его национальным героем Беларуси абсолютно неправомерно. Он является национальным героем Польши и США.

Ответ высокопоставленного представителя Академии наук вызывает сразу несколько вопросов. Во-первых, сразу же хочется спросить: а точно ли автор ответа представляет белорусскую Академию наук?

Но если отбросить эмоции и вникуть в логику ответа властей, подкрепленную аргументами ученых, то возникают встречные вопросы. Если Костюшко не заслужил право быть увековеченным в названиях улиц, то каким образом это заслужил, например, Владимир Ленин? Тот самый, который в марте 1918-го сдал Беларусь немцам, спасая интересы большевиков в России. А чуть позже на условиях Рижского мира отдавший половину Беларуси Польше, не спросив у белорусов их мнения. Создавший концлагеря и провозгласивший красный террор.

Или Михаил Калинин, памятник которому за счет бюджетных десятком тысяч долларов отреставрировали недавно в Минске. Лично неоднократно подписывал расстрельные списки, санкционировал расширение репрессий в БССР.

Или первый секретарь ЦК ВКП (б)Б Василий Шарангович, чье имя носит одна из минских улиц. Автор шифровки в Москву, в которой в 1937-м предлагалось «расстрелять 3 тысячи человек как наиболее враждебных и ведущих активную контрреволюционную работу и выслать из пределов Белоруссии 9800 человек менее активных, но враждебных элементов».

А Карл Маркс и Фридрих Энгельс? А Эрнс Тельман с Карлом Либкнехтом? А Роза Люксембург? К этим партайгеноссе у руководства сегодняшней Академии наук по части их права на названия белорусских улиц и площадей нет вопросов?

Впрочем, избирательность некоторых белорусских ученых перестает удивлять. В начале года историк и депутат Игорь Марзалюк назвал восстание Кастуся Калиновского «польским», поддержав тем самым позицию авторов обновленного учебника по литературе, рецензированной активистами фонда «Русский мир».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(142)