Как дворец Тышкевичей в пригороде Вильнюса продолжает отражать историю
От роскошных балов – до дома для беженцев. Как в Литве восстановили удивительный дворец и что общего у этой страны с Беларусью в сохранении культурного наследия.
В 1831 году в Воложине родился Ян Тышкевич, граф именитого рода. Летняя резиденция его семьи находилась в поместье, в пригороде Вильнюса. История этой усадьбы хорошо отражает историю страны, которая за два века успела побывать в трех государствах, пережить несколько войн и сегодня принимает беженцев из Украины.
«Салiдарнасць» побывала в Траку Воке, чтобы посмотреть, как в Литве восстанавливают историческое наследие, пострадавшее во время немецкой и советской оккупации. А также узнали у эксперта, чем отличаются и похожи литовский и белорусские подходы к сохранению наследия.
Усадьба Траку Воке – главная достопримечательность населенного пункта, куда из Вильнюса можно доехать на машине или автобусе. Дворец, сохранившийся до наших дней, построил граф Ян Витовт Тышкевич, во владения семьи входили местечки Биржай, Паланга, Бердичев, Логойск и другие.
Поместье в Траку Воке некоторое время было летней резиденцией Яна Тышкевича. Но хозяев настолько покорила здешняя красота, что они решили жить здесь постоянно. Сегодня усадьба открыта для туристов.
Во время войны всю роскошь украли
Как рассказывают сотрудники комплекса, итальянский архитектор Леонардо Маркони, которого пригласили Тышкевичи, в 1880 году создал дворец по образу резиденции польских королей в Варшаве. Двухэтажное здание украшали восемь статуй, а крыльцо – щит с фамильным гербом. Дворец был наполнен роскошными полотнами известных художников, хрустальными люстрами, мебель на заказ создавали в Париже. Комнаты отапливались мраморными каминами.
Видео Литовской ассоциации отелей и ресторанов
И хотя комплекс был роскошным, граф не был транжирой – внимательно обдумывал каждую покупку, и больше всего ценил науку. Вместе с супругой он часто устраивал благотворительные балы, особенно весело отмечали именины хозяев. Супруги любили наряжаться, даже если не ждали гостей. Его жена Изабелла любила вязать, на Рождество жители поместья получали в подарок теплые шапки, носки, шарфы и варежки.
После смерти графа владения перешли его младшему сыну Яну Юзефу. Он пригласил французского ландшафтного архитектора Эдуарда Андре (1840–1911), который обустроил парк. Уже в 20 лет он работал у барона Османа, занимавшегося перепланировкой и озеленением Парижа. Усадебный парк был закончен в 1900 году (прогуливаясь в наши дни, можно заметить памятный камень, где указана дата). Надо сказать, жители дворца пользовались всеми благами цивилизации – сюда был проведен водопровод, электричество, а позже и телефонная связь.
Последним владельцем усадьбы был старший сын Яна Юзефа – Ян Николай Тышкевич, и судьба его трагична. Возвращаясь домой в день своего 43-летия, он напросился в частный самолет к своему двоюродному брату графу Замойскому. Самолет разбился. Это было в 1939 году. Через несколько месяцев супруга графа вместе с тремя детьми решила бежать на Запад, опасаясь прихода большевиков.
Дворец, когда хозяева его покинули, начал приходить в запустение. Во время Второй мировой войны здесь размещались и немецкие, и нидерландские солдаты. Картины, гобелены, хрустальные люстры и другие ценности были украдены.
В 1945 году, когда закончилась война, усадьба стала виллой Совета Министров. Позже здесь разместился филиал Аграрного института. Дворец неплохо, благодаря ученым, сохранился, хотя в войну внешний декор здания был уничтожен.
Восстановление началось еще в 1970-х. В 2002 году усадьбу передали королевскому союзу литовских дворян, но реставрация застопорилась, и комплекс перешел муниципалитету Вильнюса – с 2014 года для туристов открылись двери, хотя восстановление продолжается.
«Дворец должен работать». Что происходит сейчас
В современном виде от ансамбля сохранились дворец с колоннами, колокольня с двумя башнями, часовня в неоготическом стиле – мавзолей Тышкевичей, единственные в Литве конюшни с чертами барокко. В парке сохранились старинные дорожки и аллеи.
На территории комплекса стоят дома, где раньше жили работники дворца – теперь это частная собственность. Бывшие склады арендует местный бизнес. Тут же стоят теплицы, тоже частные. И приезжают в Траку Воке не только на экскурсии. Как говорят сотрудники комплекса, «дворец должен работать».
Несколько раз в неделю в Траку Воке приезжают школьники из Вильнюса, здесь у них внеклассные занятия. В соседних залах проходит выставка современных фотографов, а еще съемка – тут любят проводить свадебные и семейные фотосессии, но часто залы арендуют и для коммерческой съемки.
Подвалы тоже не пустуют: здесь оборудованы залы, и в эти дни выставляют современных скульпторов. Во дворце работает кафе, где продают не только свежую выпечку, но и фермерские продукты – варенье, мед. В теплое время года можно выпить кофе на террасе и почувствовать себя немножко жителем дворца.
А еще Траку Воке – один из самых популярных дворцов у кинематографистов. Начиная с 2005 года, тут сняли больше десяти фильмов, в том числе «Войну и мир», «Анну Каренину». Дворец также можно увидеть в фильме Netflix «Последние цари»: американцы превратили поместье в дворец последнего русского императора Николая II и его семьи.
Некоторые киношные интерьеры, которые соответствуют эпохе, после съемок оставили. Летом здесь проходят концерты, так что у дворца действительно насыщенная жизнь.
Для его восстановления, говорят сотрудники, используют и бюджетные, и частные, и грантовые средства, и то, что удается заработать, благодаря туризму и дополнительным услугам.
Реставрация дворца продолжается. На втором этаже в эти дни восстанавливают аутентичный потолок. Сотрудники предупреждают, что в уже готовых комнатах сейчас живут украинские семьи, которые были вынуждены бежать от войны.
– У нас нет специальной гостиницы, условия скромные, но мы чем можем, помогаем, – говорят собеседники «Салiдарнасцi». – Сначала было семь семей, осталось две, остальные смогли найти себе полноценное жилье.
Так дворец Тышкевичей продолжает в своей жизни отражать историю.
Историк – про отличия и схожесть в сохранении культурного наследия в Беларуси и Литве
Историк и культуролог Степан Стурейко отмечает, что в вопросе восстановления культурного наследия все постсоветские страны сталкиваются с одинаковыми системными вызовами, Беларусь и Литва — не исключение.
– Только 30 лет назад у нас появилась частная собственность, – объясняет эксперт. – В Беларуси после распада СССР не было реституции (возврат собственности собственникам и их наследникам), только религиозным общинам вернули храмы, но не во всех случаях – Красный костел в Минске, как мы знаем, принадлежит государству. В Литве была иная ситуация, власти до сих пор разыскивают некоторых собственников.
В Беларуси, по словам собеседника «Салiдарнасцi», даже в лучшие времена, когда говорили про стимулирование частной инициативы, отношение к инвесторам было иным:
– Литва на самом деле поощряет собственников. Здесь хорошо научились пользоваться программами финансирования, причем не только европейскими. У литовцев другое отношение к наследию: это не только свидетельство прошлого, которое нужно передать потомкам, это имеет отношение к качеству жизни, развитию населенных пунктов, созданию рабочих мест, продвижению имиджа страны.
Благодаря этому получается привлекать дополнительные средства. Например, есть Норвежская программа, заинтересованная в сохранении деревянного наследия — и многие объекты в Литве получили финансирование.
В Беларуси также были программы по трансграничному сотрудничеству, но с 2020 года все поставлено на паузу.
– Надо понимать, что восстановление культурных объектов – это большие затраты, счет идет на миллионы долларов, – поясняет Степан Стурейко. – И получается, что европейские гранты пока получить нельзя. В бюджете свободных денег нет.
Я сомневаюсь, что частные белорусские инвесторы в ближайшее время заинтересуются, особенно на фоне истории с задержанием сотрудников, которые работали над восстановлением усадьбы в Подороске (в ноябре 2022 года стало известно про задержание сотрудников компании, которая занималась восстановлением усадьбы Чечотов-Бохвицев в агрогородке Подороск Волковысского района, – С.).
Остается рассчитывать только на российский бизнес, и такие примеры в Беларуси были, но кажется, и в России сейчас не лучшее время, чтобы вкладываться в культуру.
Но есть и общие проблемы. Как говорит эксперт, в Литве туристы не видят, что за красивыми улочками стоят такие же горячие споры о реставрации, как и в Беларуси. Случается, инвестор не справляется, и тогда государство вынуждено искать или нового собственника, или брать инициативу в свои руки. Поскольку финансирование может быть нестабильным, часто реставрация растягивается на годы, и здесь, по словам эксперта, Литва мало чем отличается от Беларуси:
– В Беларуси зачастую даже быстрее восстанавливают, особенно если объект находится в центре города – власти тогда делают это централизованно. А что касается реставраторов, то белорусские специалисты не уступают литовским, я организовывал несколько совместных визитов и смог в этом убедиться.
Читайте еще
Избранное