Как добивали «Мотовело»
Велосипед «Аист» или мотоцикл «Минск» – названия, которые когда-то были известны во всех странах так называемого советского блока.
Теперь же, «Мотоциклетная компания Минск-Мото» – на грани банкротства.
Дело о несостоятельности начал Экономический суд Минска. О судьбе бывшего флагмана отечественной промышленности – в материале «Белсата».
Малогабаритный мотоцикл поначалу не уступал аналогичным моделям «Harley-Davidson» и «Yamaha». Так, в середине прошлого века обозреватели говорили о малолитражке марки «Минск», которую начали выпускать в 1951-м году на трофейном оборудовании, вывезенным в Беларусь из Германии в последние дни Второй мировой войны. В начале века нынешнего большинство продукции «Мотовело» выпускалось все на тех самых трофейных станках.
В 2004-м году итальянский концерн «Cagiva» – всемирно известный производитель малолитражек – предложил выкупить «Мотовело» и дать ему новую жизнь за счет обновления оборудования и модельного ряда. Официальный Минск, однако, эту сделку заблокировал.
«Вполне возможно, что чиновник, принимающий решение, при недосмотре властей над ним, может свои личные интересы сделать более приоритетными, чем интересы государства», – объясняет экономический обозреватель Владимир Артюгин.
Вместо того, чтобы продать предприятие профильным западным инвесторам, власти его сначала национализировали, а потом передали малоизвестному на тот момент бизнесмену Александру Муравьеву. Покупку оформили на зарегистрированную в Австрии подконтрольную ему компанию «ATEC Holding».
«Ситуация очень напоминает ситуацию с заводом «Луч», когда есть несколько цехов, производящих часы под маркой« Луч», а другие производственные и административные помещения отданы в аренду под более выгодные на данный момент направления», – продолжает Владимир Артюгин.
Бизнес-модель, выбранная Муравьевым, была похожа на ту, по которой официальный Минск пытается сейчас наладить производство китайских автомобилей «Geely». 70% запчастей для мотоциклов привозят в Беларусь из Китая. Фактически, объясняют белорусские байкеры, «Минск» стал импортным китайским мотоциклом, который ввозится в Беларусь частями, чтобы избегать 20-процентной ввозной пошлины, взимаемой с готовых изделий. Такая модель при отсутствии профильной экспертизы привела к тому, что белорусские мотоциклы «Минск» и велосипеды «Аист» потеряли мировой рынок. Но и внутренний уберечь не удалось.
«У меня когда-то был велосипед «Аист». Хороший был велосипед, ездил на нем. Но теперь моделей новых нет», – говорит велосипедист.
Другой замечает: «Буслики», или как они называются, они некрасивые даже».
В прошлом году, после ареста Александра Муравьева и его топ-менеджеров – за перевод активов завода на подконтрольные им офшоры – производством отечественных велосипедов и мотоциклов снова занялось государство. Структура, подконтрольная Минскому горисполкому, под руководством бывшего мэра Николая Ладутько формально арендует производственные возможности у обанкротившегося собственника и просит у бюджета $10 млн на административную модернизацию. Между тем, своей очереди на банкротство ожидает стеклозавод в Елизово, также некогда купленный Муравьевым в результате непрозрачной сделки с членам правительства.
Специалисты подытоживают: история с «Мотовело» – яркий пример номенклатурной приватизации, когда, вместо того, чтобы продать актив высокотехнологичному западному инвестору, члены правительства передают его малоизвестным оффшорным фирмам. Поэтому, объясняют они, без независимых судов, парламента и прессы, которые бы контролировали эти процессы, такая судьба вскоре ожидает и остальную белорусскую промышленность.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное