Как белорусы находят работу и открывают ИП в Италии

Белорусские гастарбайтеры, которым стало сложнее найти работу в России, могут отправиться на рынок Евросоюза, прогнозирует аналитик BISS Андрей Елисеев. В первую очередь — в Польшу, Германию и Италию. Попадание Апеннинского полуострова в этот список во многом неожиданно. FINANCE.TUT.BY выяснял, как живется белорусам, которые уже перебрались в Италию.

Журналистка Ольга Языкович впервые попала в Италию еще в 2006 году.

— Познакомилась с итальянцем на улице в Минске. Через час он предложил поехать в Италию. Вылетать нужно было на следующий день, я согласилась. А через несколько месяцев мы поженились. Только со временем я поняла, что ехать в новую страну без подготовки было безумием, — говорит Ольга.

Через некоторое время пришлось вернуться в Минск. Ольга рассказывает, что сложно было привыкнуть к новой стране. Уже в Беларуси она прошла курсы итальянского языка, начала сопровождать туристические группы в поездках за рубеж, а через несколько лет поступила в университет в Болонье.

Сейчас Ольга живет в городе Болонья, воспитывает трехлетнего сына. Недавно она стала индивидуальным предпринимателем, занимается организацией свадеб для русскоязычных пар. Чтобы стать предпринимателем, Ольге пришлось обращаться к специалисту по бухгалтерии и юридическим вопросам. Понадобилось около недели, чтобы решить все нюансы, связанные с регистрацией: внести данные в реестр предпринимателей, стать на учет в пенсионном фонде и налоговой, разобраться, как оформлять счет-фактуру.

— Я, как новичок, подпадаю под режим "минимум", буду платить всего лишь 5% налога в первые пять лет. Отчисления в пенсионный фонд составляют еще 27% от прибыли, — отмечает Ольга.

В Италии очень высокий уровень безработицы — почти 12%, рассказывает Ольга.

— Если судить по моему кругу знакомых, уровень жизни упал у всех без исключения. Только тот, кто раньше зарабатывал 3000 евро в месяц, теперь получает полторы-две тысячи, а кому-то, кто вообще потерял работу, стало фактически нечего есть и нечем платить за жилье. Многие друзья моего мужа переехали назад к своим родителям и живут за их счет, — говорит белоруска.

По наблюдениям Ольги, мигранты выполняют в Италии самую грязную и непрестижную работу.

— Им достается то, за что не возьмется ни один итальянец. К примеру, сбор помидоров, ощипывание кур на птицефабрике или уход за пожилыми людьми. Мигрантов, которые занимаются квалифицированным трудом, немного. Среди моих знакомых есть фотографы, переводчики, визажисты, представители туристического рынка, — рассказывает Ольга Языкович.

— Италия открыта к иностранцам, но в этой стране хватает своих нюансов. К примеру, здесь сложно заработать пенсию, тут непомерно высокие налоги, при этом отсутствуют социальные гарантии. Например, для женщины отпуск по уходу за ребенком составляет 4 месяца, а пособия чаще всего не выплачивают", - резюмирует белоруска.

«Легальную работу в Италии белорусу сложно получить»

Программист Юрий Кисляк перебрался в Италию чуть больше двух лет назад. Сейчас он работает руководителем группы разработчиков в небольшой частной компании, которая занимается созданием программного обеспечения для телеканалов. В Минске эта работа оказалась невостребованной, пришлось искать варианты трудоустройства в других странах. Подвернулась работа на севере Италии.

— Из-за довольно сложной процедуры и бюрократии переезд занял около года. Прилетел я с одним небольшим чемоданом и рюкзаком. Коллеги и директор компании помогали во всем — от поиска жилья до хождения по бюрократическим кругам ада, — говорит Юрий.

— Я живу во втором по численности населения городе региона Ломбардия, стоимость жизни тут немного ниже, чем в Милане. На аренду небольшой квартиры у метро уходит примерно 20% месячного дохода. На оплату сервисов и услуг кондоминиума (товарищества собственников. – FINANCE.TUT.BY) за прошлый год потратил примерно 1300 евро. В питании не отказываю себе ни в чем, на еду уходит около 12-15% зарплаты. Такие же расходы у меня были в Минске, но тут за те же деньги всегда покупаю свежие овощи, фрукты и морепродукты, — рассказывает о своих расходах Юрий.

С попаданием Италии в топ-3 стран для трудовой миграции белорусов Юрий не согласен.

— Легальную работу в Италии белорусу получить очень сложно, почти нереально. Существуют квоты на иностранных работников. Попасть в них сложно, и компания должна проделать огромную бюрократическую работу, чтобы уладить все эти вопросы. На это могут пойти только те компании, у которых есть ресурс и время. Причем только ради тех специалистов, которые действительно нужны. Сейчас даже местным соискателям очень непросто найти место на постоянный контракт, а шансы белоруса минимальны. Практически все соотечественники, которых я знаю, в Италии либо учатся, либо находятся по семейным причинам, либо рискнули открыть тут бизнес, — отмечает программист.

Белорус объясняет высокий уровень безработицы в Италии тем, что трудовое законодательство принимает в первую очередь сторону работника.

— Для работодателя введены очень высокие налоги и социальные отчисления, из-за чего бизнесу невыгодно нанимать специалистов на постоянный контракт. К тому же итальянцы часто не готовы работать за небольшие деньги даже ради опыта, — считает Юрий.

«Налоги на безработицу в Италии отсутствуют»

Алеся Лопатина уже 4 года живет в южном итальянском городе Палермо. 28-летняя минчанка с двумя дипломами (МГЛУ и ЕГУ) рассказывает, что на Апеннинском полуострове сложно найти работу даже самим итальянцам. Алеся ограничивается подработками, которые находит по знакомству.

— В Италии на налоги уходит около 40% зарплаты, к тому же работодатель делает отчисления за каждого работника, поэтому так сложно найти работу с контрактом. Однако проще получить работу в строительстве и в сфере обслуживания — официантам, парикмахерам, уборщицам, сиделкам, швеям. Особенно ценятся механики и сантехники, — уточняет Алеся. — Если сотрудника увольняют, то в течение года ему выплачивают пособие в размере 50% зарплаты, если он все это время будет безработным. Но налоги на безработицу в Италии отсутствуют.

По словам Алеси, минимальная зарплата в Палермо с контрактом составляет 700 евро. При этом значительная часть дохода уходит на аренду жилья (от 300 евро) и на услуги ЖКХ.

— Белорусы чаще всего приезжают на север Италии, там проще найти работу, чем на юге, где кризис ощущается намного сильнее. Зато питаться в южной части страны экономнее, можно круглый год за копейки покупать морепродукты, свежие овощи и фрукты, — рассказывает Алеся. — А вообще я считаю, что в Беларуси и условия работы намного лучше, особенно для людей с образованием, и условия жизни. Медицина и образование у нас бесплатные, а в Италии — очень дорогие. К примеру, анализ крови на гемоглобин стоит 35-50 евро.

«Основная часть белорусских мигрантов в Италии — женщины»

Минчанка Светлана Власовец живет в Милане уже 20 лет, занимается маркетингом.

— По моим наблюдениям, основную часть белорусских мигрантов составляют женщины. И если лет 10 назад, имея высшее образование, они полностью посвящали себя дому и семье, то сегодня молодежь стремится тут легализировать диплом и найти хорошую работу, — отмечает Светлана. — С трудоустройством непросто, все зависит от выбранной специальности. Многие мигранты работают в сфере туризма, в агентствах недвижимости, издают журналы, выступают персональными шоперами, проводят гастрономические туры. Многие итальянские бутики брендовой одежды принимают на работу русскоязычный персонал. Некоторые работают врачами, преподают в русскоязычных школах, открывают детские садики для русскоговорящих детей.

Светлана рассказывает, что средняя зарплата в Милане составляет 1200-1500 евро.

— При этом цены на питание достаточно стабильные и, несмотря на кризис, не выросли. Затраты на питание составляют в среднем 500 евро в месяц. Аренда однокомнатной квартиры обходится от 600 евро. К этой сумме нужно добавить расходы на оплату коммунальных услуг. К примеру, наша семья из четырех человек потребляет электроэнергии на 100 евро в месяц, — уточняет Светлана.

«Многие мигранты уже вернулись домой»

Минчанин Алексей Березенчук 9 лет назад оставил работу официантом в ресторане "Журавинка" и квартиру в столице, чтобы перебраться в Рим.

— Я работал помощником в магазине и разносчиком заказов, продавцом контрактов на газ и свет. Затем переехал в Тоскану, занимался агротуризмом, работал водителем, официантом, садовником. В Италии практикуется экономия на персонале. Работал администратором в пятизвездочном отеле, — рассказывает Алексей.

Молодой человек вместе с друзьями открыл свою фирму по продаже машин, позже — компанию по организации мероприятий для русскоговорящих.

— В Италии, по моим наблюдениям, существует базовая зарплата в районе 900-1100 евро в месяц. Аренда жилья в Риме высокая, комната обойдется порядка 350-500 евро. Значительная часть доходов уходит на питание. Мигранты покупают продукты в основном в магазинах экономкласса Eurospin, тратят около 50 евро в неделю. Коммунальные услуги обходятся в среднем в 50-100 евро в месяц на человека, — говорит Алексей.

По его словам, в Италии сложилась непростая ситуация на рынке труда из-за дефицита вакансий.

— Многие мигранты уже вернулись домой. И трудоустроиться тем, кто приезжает сейчас, крайне сложно. Зато после беспрерывной работы в течение полутора лет можно рассчитывать на пособие по безработице, которое составляет 80% от зарплаты и выплачивается на протяжении 8 месяцев, — рассказывает молодой человек.

Между тем минчанин планирует открыть в Италии дом отдыха для белорусских сирот.

— Здесь целые заброшенные виллы, государство их отдает, лишь бы за ними ухаживали, — делится планами Алексей.