Как белорусский Ник Вуйчич мотивировал людей с инвалидностью открыть свое дело
Пример Саши Макарчука из Борисова вдохновляет. Парализованный человек стал бизнесменом и работает хедхантером.
Фото mlyn.by
Проект, как помочь людям с инвалидностью найти работу, придумала минчанка Эльвира Королева. В сентябре стартовал дистанционный обучающий курс «Особенности предпринимательства для особенных молодых людей».
Начиная серию бесплатных встреч на тему бизнеса, Эльвира и представить не могла, что проект станет настолько востребованным и продолжится в созданном по просьбам участников вайбер-чате «Предпринимательство для людей с инвалидностью».
Эльвира Королева, все фото из ее личного архива
В курсе приняли участие 25 людей с инвалидностью из разных регионов Беларуси.
— Заявок было больше, но некоторым помешал участвовать вид инвалидности. Кому-то нужна была сторонняя помощь для того, чтобы выйти в Zoom, — рассказывает Эльвира Королева для проекта «Салідарнасці» «УязвимыеХ2».
Среди участников курса — колясочники, люди с инвалидностью по зрению, с ментальной инвалидностью, с ДЦП. У некоторых не работают руки — они управляют компьютером с помощью рта: палочкой нажимают на клавиатуру. Есть ребята после аварии с переломом позвоночника.
Один парень лежачий, парализованный. Ему родственники помогают подключиться к Zoom.
Парализованного бизнесмена из Борисова Александра Макарчука Эльвира пригласила в проект в качестве мотиватора — как белорусского Ника Вуйчича.
Эльвира Королева в гостях у Александра Макарчука из Борисова
— С Сашей мы давно знакомы. Он управляет компанией, начинает новый бизнес. Если не знаешь, что у него инвалидность, никогда не подумаешь, что у него проблемы со здоровьем. У Саши такой посыл: чем хуже твое физическое состояние, тем больше ты должен работать.
Саша создал сайт по трудоустройству людей с инвалидностью. Ведь какой путь у человека с инвалидностью? Однажды родителей не станет, и твоя дорога — в интернат. По сути, это детский дом для взрослых. Постели чистые, коридоры красивые, но людям там некомфортно — вдвоем- вчетвером в комнате. Персонал — чужие люди.
Ребята, которые в 30-40 лет попадают в интернат, пишут мне, просят вытащить их оттуда. Я понимаю, что их отчаяние просто на пределе.
А как им помочь? Даже если есть у них квартира, они не могут сами себя обслуживать — нужна помощница, не только на день, например, а круглосуточно. Кто оплатит эту помощницу? На пособие по инвалидности они себя прокормить не могут, не говоря уже о том, чтобы нанять сиделку и оплатить услуги ЖКХ.
Все эксперты, принявшие участие в проекте, согласились работать бесплатно, рассказывает Эльвира Королева.
— В какой-то момент у меня возникли опасения, интересны ли участникам азы предпринимательства. Мы обсуждали основы бизнеса: как выбрать способ налогообложения, стать ремесленником или ИП, какие есть формы маркетинга, продвижения, вести самому бухгалтерию или отдать на аутсорс.
Но оказалось, что для ребят было много новой информации. Кстати, у нас в группе есть консультант по налогам. Когда Марина Литвиненко прочитала лекцию, увидела, что ребята мотивированные, сказала, что хочет помогать, попросила добавить ее в вайбер-чат.
Эльвира отмечает, что не все могут себе позволить оплатить услуги консультанта по налогам. Кроме того, не во всех налоговых инспекциях создана безбарьерная среда. Например, в инспекции Советского района Минска нет лифта, и чтобы попасть на консультацию, колясочнику нужно брать с собой двоих помощников, которые на руках отнесут его в кабинет.
Экспертами проекта стали белорусский активист-колясочник, основатель кофейни «Инклюзивный бариста» Александр Авдевич, известный бизнес-тренер Наталья Темченко, руководитель проекта «Добрае печыва» Дмитрий Богданов.
— Для ребят очень важно держать связь с такими же, как они. Не всегда человек с инвалидностью может на равных дружить со здоровым человеком. В первую очередь, это связано с безбарьерной средой. Колясочники живут в подъезде, где есть пандусы и подъемники, а это значит, что они смогут сходить друг к другу в гости.
Участник курса Александр Бондарчик из Минска — ремесленник, делает изделия из бисера
Это Дима Полякович из деревни Литва под Молодечно. На курсе его учат продавать картины
Итоги проекта пока рано подводить, говорит Эльвира.
— Ребята продолжают общаться в вайбер-чате, организовывают встречи в Zoom. Кто-то уже собирается открыть свое дело. Курс открыл для них двери в мир бизнеса.
Когда слушаю предпринимателей с инвалидностью, думаю: я еще на что-то жалуюсь? Многие до последнего стараются сохранить рабочую группу инвалидности, не гонятся за пособиями, чтобы иметь возможность зарабатывать.
Эльвира Королева
— Как ты считаешь, должны ли проекты по трудоустройству людей с инвалидностью поддерживаться государством?
— Да, во всем мире так. Я видела, как в Польше, Германии, Эстонии государство занимается трудоустройством людей с инвалидностью.
В Германии была на производстве, где делают качественные деревянные обувные щетки, которые я потом увидела на витрине компании «Диор» в самом дорогом магазине Берлина.
Недавно о моем проекте узнали специалисты из Польши, предложили пообщаться. И вот сижу я одна с этой стороны экрана, а по ту сторону — целая компания сотрудников, и все они занимаются трудоустройством людей с инвалидностью.
Один человек является связующим звеном между работником и нанимателем, отвечает за коммуникацию. Второй приезжает домой к человеку с инвалидностью, отвозит на своем транспорте на работу, знакомит с руководителем.
Если его принимают на работу, присоединяется следующий специалист, который каждый день приезжает с ним на рабочее место и на протяжении дня помогает ему работать.
Когда он справляется сам, появляется специалист, который звонит раз в месяц и спрашивает, есть ли какие-то проблемы и в случае необходимости помогает их решить.
Эльвира мечтает создать базу, в которой были бы представлены услуги и предприятия, где работают люди с инвалидностью — чтобы у каждого из нас была возможность помочь им.
— Если мне нужно распечатать документы, я иду в типографию, где работают ребята с инвалидностью. Когда не успеваю снять материал с диктофона, обращаюсь к знакомой, которая не из-за инвалидности не может работать.
Когда мне нужно было печенье, я шла в компанию «Добрае печыва», где работали люди с синдромом Дауна. Они делали вкуснейшее домашнее печенье ручной работы — овсяное, шоколадное и сырное.
К сожалению, компания не пережила пандемию. Если раньше их поддерживал ИТ-сектор, то после роста заболеваемости ковидом, многие айтишники перешли на удаленку, и заказов не стало.
Насколько я знаю, они просили на это время предоставить им льготы — снизить арендную плату, но центр по поддержке предпринимательства им отказал.
Рисунок Варвары Фрузенковой, @fruzenkovavarvara
Еще одна мечта Эльвиры — сделать базу адресов, где живут люди с инвалидностью.
— Я езжу на другой конец города, чтобы погулять с человеком в инвалидной коляске, и не знаю, может, рядом со мной живет тот, кому так же нужна помощь.
Эльвира признается: она будет рада, если кто-то воплотит ее идеи в жизнь.
Если вы хотите присоединиться к вайбер-чату «Предпринимательство для людей с инвалидностью» или выступить в качестве эксперта для участников курса «Особенности предпринимательства для особенных молодых людей», звоните Эльвире Королевой: +375 29 625 40 39
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное