Общество
Игорь МОСКАЛЕНКО, Abw.by

Как автолюбителя ограбили «именем закона»

– Я как-то в молодости в Вильнюсе на рынке столкнулся с четырьмя бандитами. Как мог отбивался, а затем убежал, понимая, что это единственно правильно! А теперь впервые в своей жизни я чувствую себя абсолютно бессильным и не знаю, что делать, куда идти?!

Как в том анекдоте про заблудившегося грибника, который орал до тех пор, пока к нему не подошел медведь. «Чего орешь?» – спрашивает. «Да вот, думал, кто-нибудь услышит, поможет...» «Ну я услышал... Помогло?» Так и здесь... – с таких слов начал свой рассказ специально приехавший к нам в редакцию из города Глубокое Витебской области Анатолий Александрович СОРОКА.

Но прежде чем рассказать о сути его обращения, хочу признаться в следующем: с некоторых пор правовой отдел «Автобизнеса» крайне скептически и неохотно принимает к рассмотрению жалобы на якобы необоснованное привлечение к ответственности по двум категориям – управление ТС в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения и превышение скоростного режима. А все потому, что обратное, как правило, в нашей стране недоказуемо, если был составлен протокол о правонарушении. Кому хочешь потом жалуйся – бесполезно!

…Вот и с Анатолием Александровичем Сорокой, когда он прямо во время составления протокола за якобы превышение скоростного режима обратился к нам за советом, была проведена такая же очередная «профилактическая» беседа с моей стороны: «Что ж тут поделаешь? Вряд ли вы теперь сможете это опровергнуть, если у вас нет свидетелей и доказательств, как в случаях с видеофиксаторами в машине. Да, требуйте, конечно, показать вам радар, укажите это в протоколе. И если покажут – особо не «буяньте», и тогда, возможно, ваши «потери» – штраф – окажутся минимальными». Вот и все...

Было это в конце июля, а в середине октября Анатолий Александрович сообщил мне, что приехал в Минск и хотел бы со мной поговорить, посоветоваться. Шел я на эту встречу с тяжелым чувством. О чем говорить, что советовать? Сказал же однажды Стариченко, как отрезал, дав на вопрос «Как можно оспорить протокол за скорость?» краткий и однозначный ответ: «Никак!» Но издалека ведь немолодой уже человек приехал.

Встретились, поговорили. И я еще раз повторил – писать не о чем: «Все это так банально и уныло, что нет у меня ни слов, ни эмоций». Затем прошла неделя, вторая, а эта встреча и разговор все не выходили из головы. И в попытках разобраться – почему? – я вдруг понял, что не дает мне покоя такое примитивное и, казалось бы, очень несерьезное, недостойное взрослого человека чувство, как обида.

Но такое ли оно примитивное и несерьезное? И что стоит за этим понятием? Заглянул в справочники и, как говорится, ахнул...

«Этимологически слово «обида» образовано от «об-вида», то есть «обогнуть видом», обнести, не заметить, обделить, и потому тесно связано с таким понятием, как справедливость. Обида изначально – событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба чести (статусу). Изначально обида понималась не как чувство, а как жизненное событие. Обида часто отождествляется с чувством обиды, но это неточно. Обида – это просто житейская ситуация, которая объективно квалифицируется как «обидная», но чувства обиды, переживания при этом может и не быть. Если нам не досталось чего-либо по справедливости, мы можем огорчиться, но не обидеться. Но мы обижаемся, когда нас обделяют, как нам кажется, несправедливо. Позже под обидой стали понимать действия, понижающие статус человека. Основное значение слова обида – несправедливость. Это не вопрос чувств, а вопрос о нанесении ущерба, как и в случае воровства».

А теперь история, рассказанная Анатолием Александровичем Сорокой:

– Произошло это 30 июля. По дороге Р3 Логойск – Зембин – граница Латвии через деревню Сороки Глубокского района я езжу практически каждый день. И всегда видел череду остановленных машин в пяти километрах за деревней. И вот теперь останавливают меня. В чем дело? Оказывается, в деревне стоит инспектор с радаром и передает им координаты нарушителей. Такая вот у них была тогда схема: в одном месте «стреляют» – в другом после сообщения по рации или телефону останавливают.

Я был в такой растерянности, что особо и не возражал. Написал в протоколе: «Возможно, превысил по неосторожности, незаметно для себя. Прошу приобщить технические доказательства моей вины, так как сам своего нарушения не видел».

Через несколько дней прихожу в ГАИ к начальнику на разбор и слышу: три месяца лишения. А у меня тут хозяйство, пасека, пчелы... Ну никак нельзя мне без машины, говорю. Тогда штраф десять базовых. А как же просьба показать, доказать?! «А мы фотографии не делаем...» – вот весь ответ. З

атем появляются рапорты – объяснительные инспекторов, из которых следует, что «водитель Сорока А.А. с увиденной на фотоприборе скоростью движения согласился в присутствии нас, после чего был приглашен инспектором Никифоровичем С.И. для дальнейшего разбирательства в служебный автомобиль, а я направился к месту патрулирования в д. Сороки».

После чего начальник делает заключение о проведении полной и объективной проверки по делу. Вина доказана. Чем? Объяснениями тех, на чьи действия жалуются? Написал жалобу в прокуратуру. Ответ никакой, то есть никакого разбирательства, жалуйтесь вышестоящему руководству или обращайтесь в суд. Нашел адвоката, написали жалобу. 17 сентября был суд. Вот решение: «Начальник ОГАИ Глубокского РОВД полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал собранным доказательствам надлежащую оценку и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Сороки А.А. в совершении правонарушения. Оснований для отмены либо изменения постановления не имеется».

Были в суде два свидетеля со стороны ГАИ – сами же инспекторы, которые утверждали, что несогласным, если те требовали, показывали данные на радаре и что мне будто тоже показывали. Но почему тогда в протоколе нет их данных и «свидетельских показаний»?! Да и как они могли мне показывать радар, если были в другом месте за пять километров?! Кстати, проверить, что никто ко мне не ездил и ничего не показывал, несложно – достаточно лишь посмотреть время фиксации моего «нарушения» (если оно было) и время фиксации других нарушений в тот момент, когда на меня составлялся протокол. Ибо в тот день таких, как я, «нарушителей» останавливали потоком, то есть одного за другим. Если приезжали показывать мне радар, то чем замеряли их скорость?!

Свидетелями в суде выступили Б. и Н. Один – инспектор, который составлял протокол, второй – тот, кто стоял с радаром и которого я никогда ранее в глаза не видел. Вина должна быть доказана! Но разве это – доказательства?..

В общем, как и предполагалось ранее, «тоска и безнадега». Но почему же я все-таки решил написать обо всем этом? Во-первых, простите меня, блюстители порядка, но не могу я поверить, что взрослый добродушный отец большого семейства, состоятельный хозяйственник вдруг начнет упорно «бодаться» из-за суммы, равной судебным издержкам. То есть человек получает штраф 350 тысяч, а затем обращается в суд, чтобы заплатить 70 тысяч за составление жалобы и 200 тысяч за услуги адвоката в суде. Да весь мой многолетний опыт журналиста говорит о том, что идут на такое сопротивление (и борьбу) люди не из-за денег, даже не из-за чувства собственного достоинства или гордыни, а по единственной причине, которая вынесена в заголовок статьи. Ибо когда на тебя нападает отморозок-грабитель и ты, не в силах дать отпор, бежишь, то обиды не должно быть – ты сделал сознательный выбор: жизнь (здоровье) дороже денег! Но если тебя грабят «именем закона», то есть используют закон для того, чтобы сотворить беззаконие, то что тогда есть наш закон и где искать справедливость?!

Знаете, какой материал за последние полгода вызвал самый большой резонанс и одобрение у наших читателей в Интернете? «Как белорус российскую ГИБДД наказал» (№29 за 22 июля 2010 г.). В этой статье – пример того, как нашего земляка признали невиновным в превышении скорости в Российской Федерации на основании недоказанности его вины!

После чего административно наказали «ретивых обидчиков» из ГИБДД! Вот как! Обидели человека, он «закричал», и его услышали, помогли «буквой закона»! А в этой истории с Анатолием Александровичем Сорокой что? Да вот как видите! Помните анекдот с медведем в начале статьи? Вот и мы услышали. Теперь вы. Помогло?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)