Филин

Яна Соколова

«Качество работы будет хуже, потому что рабский труд никогда не был эффективным»

К каким последствиям приведет изменение правил ординатуры для врачей, которым увеличили отработку до пяти лет и ввели огромные штрафы за отказ от распределения — Филин обсудил с Лидией Тарасенко, координатором организации, созданной для помощи пострадавшим от репрессий медиков.

Правительство Беларуси подготовило новую редакцию закона «О здравоохранении». Согласно поправкам в закон, изменились правила ординатуры для медиков.

Как сообщает «З*ркало», врачи, прошедшие подготовку в ординатуре очно за счет бюджета, подлежат обязательному распределению. Срок отработки увеличен с двух лет и составит «не менее пяти лет».

Также увеличился срок ординатуры — от 2 до 5 лет в зависимости от специальности (ранее было 2 года очно и 3 года заочно).

Учитывая то, что для врачей-белорусов теперь платной ординатуры не будет — только бюджетная, выходит, что, поступая туда, будь то на очную или заочную форму, специалисты связывают себя обязательствами на 7−10 лет: от двух до пяти лет ординатуры и не менее пяти дополнительной отработки, отмечает издание.

Если врач прошел ординатуру за счет бюджета, но не прибыл по распределению или не отработал весь срок до конца, он должен будет вернуть средства, затраченные на его подготовку, с применением коэффициента 2,5. То есть за каждую бюджетную 1000 рублей врачу придется отдать 2500.

Лидия Тарасенко, фото: Natalie Yermolenka

По мнению координатора Ф*нда медицинской солидарности Лидии Тарасенко, указанные поправки в закон «О здравоохранении» противоречат нормам трудового права:

— Судя по поправкам в закон, врача привязывают на длительный срок к работодателю. При этом наниматель может его уволить, а сам человек уволиться не может, вне зависимости от нарушения его трудовых прав.

Также мне непонятно, как рассчитывается сумма возмещения в бюджет средств, потраченных на обучение. На ординатуру не выделяются специфические ресурсы, не применяются особые технологии.

Как правило, ты посещаешь больницу и участвуешь в лечебном процессе вместе с врачами, которые там работают. Где-то ты даже помогаешь в качестве бесплатной рабочей силы, например, ассистируешь на операциях. Поэтому откуда взята стоимость, непонятно.

По своему опыту скажу, что единственные траты государства на ординатуру — это зарплата сотрудников, преподавателей, административных работников.

— Как вы считаете, к каким последствиям приведет увеличение срока отработки после ординатуры и штрафов за отказ от распределения?

— Начиная со времен ковида, наша система здравоохранения сломалась. С тех пор у нас нет ни нормальной статистики, ни нормального менеджмента. И до этого все трещало по швам, но ковид был последним, что выбило ножку из-под шатающегося стула.

В медицине огромный отток кадров. Не думаю, что он сейчас увеличится, потому что три года кошмар происходит. Полагаю, он будет на том же уровне, который сформировался к этому моменту.

Кто-то примет такие условия и будет верить тому, что говорит государство. Кто-то будет возмущаться, но все равно продолжит работать. Кто-то будет уезжать и менять род занятий.

Беларусь сейчас в такой ситуации экономической и политической — что бы ни случилось, даже голод, наверное, не приведет к радикальным всплескам в социальной среде. Мы просто будем все жить еще хуже.

Врачей, желающих пойти в ординатуру, будет меньше, если туда не будут загонять силой. Качество работы, естественно, будет хуже, потому что рабский труд никогда не был эффективным, иначе бы человечество от него не отказалось.

Ординатура тебе фактически ничего особо не дает. Это не тот документ, который особенно котируется при трудоустройстве за рубежом. Это не научная степень. Вообще аналога ординатуры в других странах нет, там другая система. Наша ординатура им особо не интересна.

В то же время любое повышение квалификации важно. Пусть наша ординатура и не соответствует мировым стандартам, но любое профессиональное обучение, постдипломный рост — это хорошо.

Теперь обучение выглядит менее привлекательным, и у врачей, которые раньше поступали в ординатуру для того, чтобы повысить свой профессиональный уровень, еще меньше стимулов это делать.

Лидия Тарасенко не исключает, что в ординатуру врачи будут идти под давлением администрации.

— Так как государство создает этот инструмент, ожидаемо, что ординатуру могут сделать обязательной для занятия определенных должностей.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(11)