Политика

Наталья Север

«К словам Лукашенко, определенно, не относятся как, например, к словам президента США, которые на 90% могут отражать реальные намерения»

Политолог, директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич — о том, почему не стоит верить угрозам беларусского правителя.

— Я бы не относился ко всем словам Лукашенко серьезно, всегда нужно смотреть на действия, — советует Андрей Казакевич, комментируя «Салідранасці» противоречивые заявления беларусского правителя. — Последние 30 лет нам показывают, что в данном конкретном случае нужно смотреть на то, что человек делает.

Очевидно, что слова Лукашенко скорее использует для манипуляции, а не для того, чтобы показать и декларировать, что действительно намерен делать.

А такие запутанные нарративы высказываются для того, чтобы создать ситуацию неопределенности. И ему выгодно создавать такие ситуации. С одной стороны, мы готовимся к войне, мы не собираемся нападать, с другой, если на нас нападут, мы тоже нападем и прихватим часть Польши.  

Создается ощущение угрозы, ощущение напряжения. И при определенных обстоятельствах этим можно манипулировать, скажем, начать какую-то деэскалацию, а потом, может быть, опять вернуть негативную риторику.

Но это не то, на что действительно стоит обращать внимание. Обращать внимание нужно на конкретные действия беларусских властей.

— Полагаете, что к его подобным заявлениям все так и относятся: мол, что с него взять?

— Не совсем. Учитывая то, что Лукашенко удобно цитировать и мировые СМИ постоянно разносят эту информацию, его слова вынуждены слушать и искать в них смысл.  

Но к ним, определенно, не относятся как, например, к словам американского президента, которые на 90% могут отражать реальные намерения.

В любом случае, раз эти нарративы все равно транслируются, то, конечно, они свое влияние имеют, причем в разных государствах разное. В связи с тем, что они такие размытые, каждый может выбрать то, что важно для него.

Балтийские страны, которые видят угрозу в России и Беларуси, в его словах увидят подтверждение своей позиции. Кто-то сделает акцент на том, что Беларусь ни на кого нападать не собираемся.

Это в любом случае создает определенный фон. Нарратив позволяет, пусть и ограниченно, манипулировать общественным мнением.

Тем более, что для самого Лукашенко это ничего не стоит, это просто словесные интервенции, они не требуют каких-то инвестиций.

— И он, разумеется, уверен, что «за базар» отвечать ему не придется? Максимум, вручат ноту протеста недружественные страны.

— Практика показала, что так и есть. К тому же Лукашенко может в любой момент этот «базар» изменить. Как только это станет невыгодным, он может развернуться на 180 градусов.

Но, мне кажется, переоценивать его словесное мастерство тоже не следует. Допустим, в риторике с той же Россией при желании получить большую автономию он неоднократно проигрывал.

Однако иметь ввиду, что такой механизм имеется в арсенале беларусих властей, стоит, чтобы понимать, для чего подобные нарративы запускаются — чтобы вызвать реакцию, посеять напряжение, и при необходимости завтра все переиграть и всех запутать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(14)