Общество
Геннадий МОЖЕЙКО, фото Елена ЗУЕВА, «Комсомольская правда в Белоруссии»

Из-за затопления шахты «Беларуськалия» может уйти под землю целая деревня?

«Комсомолка» побывала в деревне Кривичи под Солигорском, под которой больше месяца назад обнаружен аварийный участок калийной шахты.

Деревня Кривичи расположена в семи километрах от второго рудоуправления ОАО «Беларуськалий». Именно под ней в конце июня произошел прорыв рассолов в шахту. Прорыв, который в Интернете уже поспешили назвать настоящей угрозой для жизни горняков и жителей окрестных деревень.

Корреспондент «Комсомолки» приехал сюда в пятницу утром. И первое, что увидел - ряд коттеджей по улице Садовой. Стены домов окутали паутины трещин.

– Наши дома построили всего десять лет назад, - рассказывает хозяйка одного из домов, - а вы посмотрите - дом буквально разваливается на глазах! Трескаются газосиликатные блоки, сыплется штукатурка, разрушаются углы зданий. Я обратилась в исполком и теперь жду заключение комиссии. Может, это из-за некачественных стройматериалов. Но мы уверены: дома трескаются из-за просадок почвы.

24 июня в одной из шахт произошло затопление. Местные жители уверены, что в шахте под их деревней шахтеры наткнулись на подземное озеро. Однако официально эту информацию опровергают.

– В природе не бывает подземных рек и озер. Существуют водоносные горизонты, в которых находится вода, и не исключено, что при прохождении шахты рабочие наткнулись на такой горизонт, - заявил недавно замдиректора департамента по геологии Минприроды Владимир Варакса.

– Оно размером с три Солигорских водохранилища! - говорит тракторист, работающий на поле возле второго рудоуправления. - Если произойдет обвал - деревня Кривичи уйдет под землю. Тут вообще неспокойная ситуация - под землей везде шахты. Каждый год я вижу, как проседает земля на поле.

Именно по этой причине люди не спешат приватизировать свои дома. Хозяева просто не хотят постоянно делать ремонт за свой счет.

– Ходят слухи, что деревня вообще подлежит отселению, - говорит продавец местного магазина Валентина Адамовна. - Мы, конечно, боимся, что тут все уйдет под землю. Сами-то ладно, а вот детей жалко. Но сделать ничего не можем. А как там что на самом деле, никто не знает. Кто же нам правду скажет? - рассуждает продавец.

Фраза «А кто ж нам правду скажет?» сегодня одна из самых популярных среди кривичан. Впрочем, несмотря на то, что оптимистов в Кривичах за последний месяц стало гораздо меньше, уезжать из деревни пока никто не собирается.

На одной из улиц мужик ставит опалубку для фундамента нового дома.

– А что делать? Строиться-то надо! А то так можно всю жизнь пробояться.

Версий происходящего под землей у местных жителей много. Практически каждый осведомлен о тактике проведения работ на «Беларуськалии».

– Размер озера примерно километр на километр, - рассказала молодая сотрудница, работающая в пункте комплексного обслуживания.

– Знакомые пацаны, которые работают в шахте, говорят, что там все плохо, - по секрету сообщил мужчина, разгружающий коробки.

– Возле мясного цеха шахтеры пробурили скважину. Туда будут заливать жидкий азот, чтобы заморозить озеро, - уверена женщина, ожидающая автобуса на остановке.

Скважину действительно бурят. Но не для того, чтобы заморозить озеро, а чтобы закачать под землю специальный тампонирующий состав, который сможет заизолировать шахту. Для проведения работ привлекли специалистов буровой компании из Гомеля. Рабочие в касках монтируют буровую установку, но подробностей не рассказывают: в сторонке из черного BMW за ними наблюдает начальство.

Кстати, попасть на прием к руководству «Беларуськалия» у корреспондента «Комсомолки» не получилось. «В шахте или на совещании», - ответила нам секретарь.

В два часа дня у работников второго рудоуправления заканчивается смена. Толпы рабочих выходят из проходной. Кто-то идет на автобусную остановку, кто-то - на автомобильную стоянку. Подхожу к проходной.

– Ну что, какие новости под землей? - спрашиваю.

– Мы под землей не работаем, а на земле новости хорошие!

– Кривичи не обрушатся?

– Сегодня-завтра - нет.

КСТАТИ

Хроника происшествия

25 июня

На Солигорском интернет-форуме появляются первые сообщения о затоплении одной из шахт «Беларуськалия». «Прорыв произошел примерно в районе деревни Кривичи в двенадцати километрах от ствола шахты. Сейчас там возводят бетонные перемычки. Судя по тому, что в шахте уже работает специальная комиссия, дело не плевое», - пишут пользователи.

30 июня

Появилось первое официальное сообщение: «24 июня на руднике второго рудоуправления ОАО «Беларуськалий» при ведении горных работ были вскрыты брекчированные породы в почве выработки, в результате чего началось выделение рассолов в выработку. В настоящее время установлена гидроизоляционная перемычка (…). Выделенные рассолы локализируются в аккумулирующие выработки. Приостановок производства не было».

21 июля

Появляются слухи о том, что причина аварии - подземное озеро, на которое наткнулись шахтеры при проведении работ. Многие сравнивают ситуацию с аварией на руднике «Уралкалия», когда после затопления одной из шахт под землю ушла железнодорожная ветка и часть шахтерского городка Березники. Руководство «Беларуськалия» обвинило некоторые СМИ в распространении заведомо ложной информации. «Указанные публикации негативно сказываются на имидже предприятия», - сообщается в заявлении ОАО «Беларуськалий».

27 июля

Создана правительственная межведомственная комиссия под руководством вице-премьера Владимира Семашко, которая изучает ситуацию и принимает меры по ее ликвидации. По версии комиссии, причиной возникновения нештатной ситуации стали природные факторы. Замдиректора департамента по геологии Минприроды Владимир Варакса сообщил, что ситуация на «Беларуськалии» стала полной неожиданностью для специалистов, поскольку у них не было информации о наличии таких факторов риска природного характера.

28 июля

В аварийную шахту пустили журналистов государственных СМИ. Каждую неделю проводятся рабочие совещания. «Рассолы в калийной шахте не страшны, так как они ничего не растворяют. Рассол откачивают», - сообщил главный инженер «Беларуськалия» Владимир Шпаковский. Оказалось, что появление рассолов в руднике было встречено впервые за 50 лет. На помощь позвали польских специалистов. В районе аварийного участка начали бурение тампонирующей скважины, через которую планируется ликвидировать течь. Для откачки рассолов в неэксплуатируемые выработки смонтировали специальный трубопровод.

ЕСТЬ ВОПРОС

Чем опасна ситуация в руднике «Беларуськалия»?

За комментариями мы обратились к специалистам, которые о ситуации под Солигорском знают не понаслышке.

– Мы следим за развитием ситуации в руднике, - говорит пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий. - Предприятие «Беларуськалий» справляется своими силами. Если была бы угроза для жизни специалистов или местных жителей, мы вмешались бы. Но пока таких угроз нет. – Проблема действительно есть, но сейчас она находится под контролем, - заявляет зампредседателя Независимого профсоюза горняков Сергей Черкасов. - Уже месяц идет тяжелая, трудная борьба. На мой взгляд, руднику ничто не угрожает. Очень важно, что не было упущено время и быстро начали принимать меры. Сравнивать ситуацию с другими случаями, например с аварией на предприятии «Уралкалий», невозможно. В любом случае полной картиной происходящего владеет лишь руководство «Беларуськалия».

– Мне кажется, что ситуация немного драматизируется, - считает председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук. - Сейчас появилось много неподтвержденной информации, но, по моим данным, о катастрофе речи не идет и полное затопление рудника исключено.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

ОАО «Беларуськалий»: «Рудник работает в обычном режиме»

– Главный инженер постоянно в шахте, и он не сможет вам уделить времени, - сообщили в приемной ОАО «Беларуськалий». - Всю официальную информацию мы публикуем на нашем сайте.

Последняя новость сайта «Беларуськалия» датирована 28 июля. В ней сообщается, что на руднике проведено очередное совещание, все намеченные мероприятия выполняются согласно графику. Отвод поступающих рассолов в аккумулирующие выработки выполняется в плановом порядке. Закончен монтаж трубопровода для отвода рассолов в неэксплуатируемые выработки в отработанной зоне. Выполняются проектные проработки откачки рассолов на поверхность. Все эти мероприятия могут быть задействованы при крайне негативном развитии ситуации. Рудник и рудоуправление работают в обычном технологическом режиме.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)