Скандалы
Владимир ВОЛКОВ, ”Ежедневник”

Из музея в Орше исчезли ценные экспонаты

Громкий скандал в сфере культуры и истории разгорается в городе, где жил и работал Владимир Короткевич. Прокуратура Орши отправила на повторное расследование материалы дела, которые касаются таинственного исчезновения из стен местного музейного комплекса уникальных предметов старины и исторических документов. По мнению работников правоохранительных органов, за последние 5 лет оршанская история не досчиталась десятков ценных экспонатов, в том числе и тех, которые имели отношение к творчеству Владимира Короткевича.

По информации "Е", пропажа исторического достояния народа стала возможна из-за отсутствия должного контроля за процедурой приемки и оприходования экспонатов, передаваемых в музеи города его жителями. По словам работников музейного комплекса, ценные вещи у горожан либо приобретались за ассигнования со стороны отдела культуры Оршанского исполкома, либо принимались в качестве подарков. Согласно музейным правилам на любой поступающий на хранение предмет должен составляться специальный пакет документов, включающий акт приемки-передачи и инвентарную карту.

Однако, уверяют специалисты, далеко не все предметы проходили процедуру документального оформления. Отдельные специалисты музейного комплекса имели право первыми определять, достоин ли экспонат отдельного места в музее. От вынесенного ими вердикта напрямую зависело, будет предмет продан музею или же передан в музейную собственность безвозмездно. Де-факто ответственные работники могли всевозможными придирками и историческими оговорками сбить цену на предмет чуть ли не до нуля, вынудив владельца либо передать его безвозмездно, либо принять за него чисто символическую плату, которая не проходила в музейных и соответственно налоговых документах.

По информации "Е", в деле фигурируют факты, когда старинные иконы и уникальные книги приобретались музейными "ценителями" всего за 5-6 тыс. рублей. Примечательно, что большая часть приобретенных таким образом экспонатов в хранилищах музейного комплекса города так и не появилась. На данный момент следствие испытывает затруднение с составлением точного перечня канувших в Лету вещей. В свою очередь бывшие работники музея, проходящие по делу как свидетели, уверяют, что мимо исторической "кассы" прошли серебряные монеты времен Бориса Годунова, дореволюционные издания и рукописи, музыкальные инструменты и прочие предметы, представляющие особую историческую ценность и имеющие отношение к жизни и творчеству прославленных оршанцев.

Некоторые вещи были якобы переданы музейному комплексу в дар. За другие обещали рассчитаться, но так этого и не сделали. Настоящим камнем преткновения стало старое пианино, которое простояло в оршанском музее с 2002-го по 2004 год, а потом внезапно исчезло, не оставив на прощание ни акта приемки, ни накладной о передаче. Аналогично испарились иконы, самовары и ступки, заботливо расставленные в кабинетах высокопоставленных работников музея. До начала производства по уголовному делу эти вещи якобы числились на балансе музейного комплекса, но так и не проходили по актам и специальным журналам музейных ценностей учета. После того как в органы правопорядка поступило заявление о возможном злоупотреблении служебным положением, ценности с подоконников и стен сдуло ветром, причем, по всей видимости, в противоположном от хранилищ направлении.

О судьбе пропавших ценностей пока мало что известно. Зато судьба 11 музейных работников, ревностно защищавших историческое наследие Орши и ее именитых сыновей, включая Владимира Короткевича, на данный момент весьма и весьма плачевна. Опытных работников, которые возмущались пропажей ценностей, под тем или иным благовидным предлогом благополучно "ушли" из музейного комплекса.

Попытки восстановить справедливость вылились лишь в вялую реакцию местных властей и попытку правоохранительных органов закрыть уголовное дело. По словам одного из фигурантов предварительного расследования, проверка фактов вопиющего обращения с музейными экспонатами проводилась органами дознания словно неохотно.

Не исключено, что дело в конечном итоге было бы спущено на тормозах, если бы не принципиальное отношение оршанской прокуратуры.

Тот факт, что "музейное" дело отправлено на повторное расследование, безусловно, радует и вселяет определенный оптимизм в сердца уставших от обивания порогов историков. Но пока прокуратура пытается вернуть пропавшие осколки культурного наследия Оршанщины, занятые подготовкой к "Дажынкам-2008" чиновники методично уничтожают архитектурные памятники города.

Из-за неприглядного вида была снесена дореволюционная школа возле железнодорожного вокзала. Теперь строительный молот завис над архитектурным ансамблем, упомянутым на 91-й странице витебского сборника архитектурных памятников. По мнению госчиновников, здания, расположенные по иронии судьбы на улице Минской и ранее служившие местом дислокации служащих городской управы, также портят современный вид урожайной столицы будущего года. Так что отверженные экс-служители истории ведут борьбу сразу на два фронта. Вступаясь за покосившиеся здания, борцы вспоминают слова главы государства, который всегда ратовал за сохранение белорусской культуры и истории. Оршанцы уверены, что именно президент может спасти ценности города от бесславного исчезновения, и терпеливо ждут повода для обращения в высшую инстанцию.

В свое время кто-то из членов правительства призвал историков до последнего кирпича бороться за сохранение исторического наследия Беларуси. Оршанские "изгои" верны этому лозунгу с одной-единственной поправкой - они не хотят, чтобы от истории страны в одночасье остался единственный кирпич.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)