Бывшая политзаключенная Елена Лыскович, которая отбывала наказание на «химии» в Гродно, рассказала «весновцам» об истории Марины Сочивко:
– Летом 2022 года к нам начали завозить других политических девчонок. Год я пробыла одна — и вот через год их стали завозить: из Минска, из-под Минска, из Могилева. Но больше всего минчанок было. И это были приговоры по два года, статьи 368, 369 — то есть оскорбление президента (несуществующего) и оскорбление должностных лиц.
С одной из них, Мариной Сочивко, мы хорошо познакомились. Через месяц пребывания на «химии» она узнала, что беременна. А [начальник] понял, что это ее слабое место, и начал над ней глумиться.
То есть беременность была для него таким основным мотивом, чтобы Марину просто психологически уничтожать, пользуясь тем, что она не может защищаться. Конечно, ей было очень тяжело.
Расскажу о вопиющем беспределе со стороны этого [начальника]. Согласно законодательству, для таких категорий женщин в 12 недель беременности предполагается перевод на домашнюю «химию» (ограничение свободы без направления в учреждение открытого типа – прим.).
На что он составил документы: Марина не будет переведена на домашнюю «химию», потому как когда придет декретный отпуск, у нее будет условно-досрочное освобождение, и она поедет домой. Суд поддержал его бред.
И вот в конце декабря 2022 года у нее наступает декрет. И объявлен у нас на «химии» показательный суд: приехал судья, прокурор, собрали всех осужденных, начальник тоже присутствовал в зале. И тут встает эта оперуполномоченная, которая сопровождает по судам всех осужденных, и говорит: «А у нас от руководства ИУОТ ходатайство. И мы ходатайствуем не об условно-досрочном освобождении, а об ужесточении».
И тут мы все выпали в осадок. Получается, они подали ходатайство о том, что Марине будет продлена домашняя «химия». Что ее отбывание «химии» с направлением заменят на домашнюю. То есть человек полностью обманут, введен в заблуждение.
Судья что-то там проглотил, и в каких-то скомканных фразах зачитал бумагу о том, что так и будет. И через пять минут вынес решение о том, что Марина поедет добывать еще полтора года домашней «химии». И мы наблюдали этот вопиющий беспредел, это нарушение всех мыслимых и немыслимых норм закона. И самое страшное, что судебная и пенитенциарная система повязаны в одну сплошную систему, которая занимается только насилием над людьми, только преследованием.
Как Марина продержалась семь месяцев там — одному Богу известно. Недавно, 15 марта, у нее родилась доченька. Слава Богу, родился здоровый ребеночек.