Историк: «Современная попытка уничтожать народы численностью в миллионы человек выглядит не только совершенно преступным, но и совершенно безнадежным делом»

Дмитрий Дрозд — о параллелях нынешних событий и XIX века.

— Недавно готовил статью о Камилле Дунин-Марцинкевич (по мужу Осипович) и в который раз словил себя на мысли: как же наши времена похожи на те! — пишет историк Дмитрий Дрозд. — Практически тот же уровень репрессий, такое же задавленное общество: людей сажали в тюрьмы и штрафовали за не ту одежду не того цвета, за не те песни и стихи не в тех местах. Даже за фото не на том кресле с гербом «Погоня». Тысячи человек оказались в тюрьмах, в ссылке, в эмиграции.

Но, думаю, что, если бы те герои вдруг явились в наше время, они бы признали, что все их жертвы были ненапрасными. Да, будущее оказалось совсем не таким, как они то представляли в середине XIX века. Но, главное, за что они положили свои жизни и пожертвовали свободой в той или иной форме, но осуществилось.

Польша вернула свою независимость и восстановилось как государство. Беларусь и Литва (как наследники ВКЛ) — тоже в разное время и в разных степенях стали независимыми государствами. Хотя, предположу, что никто в то время не представлял, что белорусы и литовцы создадут свои государства.

История Польши доказала, что даже столетнее нахождение в составе империи не может уничтожить память и мечту народа о своей государственности. Несмотря на все попытки империи ассимилировать народы оккупированных стран, им это не удалось и через столетия.

Не удалось тогда, когда большинство народа вообще не имело национального самосознания и белорусское движение держалось на плечах десятков, после, сотен человек. Современная же попытка уничтожать народы («денацифицировать» в терминологии Путина) численностью в миллионы человек выглядит вообще не только совершенно преступным, но и совершенно безнадежным делом. Это просто невозможно.

Дмитрий Дрозд на могиле Камиллы Дунин-Марцинкевич

А Камилла, наверно, была бы счастлива, что ее жизнь, начавшаяся в Минске, через сибирскую ссылку (хотя Пермская губерния, куда ее сослали, это еще не Сибирь), закончилась в Вильне. А до краха Российской империи оставалось менее 20 лет. Поверить в это тогда было так же сложно, как в 80-х годах в развал СССР.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(23)