Профсоюзы
Андрей Стрижак, «Гомель Гражданский»

Исками против белорусских политиков ФПБ наносит удар по независимым профсоюзам?

Не утихают «войны» в комментариях под статьями о судебной тяжбе Марины Циблиенко, работницы Мозырского НПЗ, к политику Виктору Ивашкевичу. Кто-то говорит о том, что активистку ФПБ следует внести в «черный список» невъездных в ЕС и лишить ее возможности отдыхать в недружелюбной Европе.

Кто-то говорит о том, что Ивашкевич – «генерал без армии» в стане оппозиции и иск по отношению к нему - это скорее комплимент его значимости, а не наказание. В общем, для интернет-братии исход судебной тяжбы - Циблиенко vs Ивашкевич - это благодатный повод для того, чтобы почесать языками и побряцать клавиатурой. Но давайте попробуем разобраться, откуда «растут ноги» у этого иска и кто является мишенью кампании, которую ФПБ развернула против сторонников экономических санкций по отношению к Беларуси.

Немного хронологии (потратим на нее чуточку времени, чтобы иметь представление о «добровольности» народного гнева по отношению к «санкционистам»):

- 14 марта, Виктор Ивашкевич обратился к правительствам европейских стран с призывом незамедлительно ввести эмбарго на покупку и транспортировку белорусских нефтепродуктов до освобождения осужденного оппозиционера Сергея Коваленко, который держит длительную голодовку;

- 22-го марта, первичная профсоюзная организация Белхимпрофсоюза, Мозырского нефтеперерабатывающего завода принимает заявление, в котором говорит о своем праве обратиться в суд с иском о возмещении убытков против тех лиц, которые призывают Евросоюз к введению санкций против предприятия (первоначально иск планировалось подавать в том случае, если санкции будут введены, но в результате судебная тяжба развернулась и без введения санкций);

- 23-го марта, заявление от имени 12,5 тысяч рабочих публикует газета «Вестник Нафтана»: «Белхимпрофсоюз неоднократно заявлял об антинародности кампании по бойкоту белорусских товаров и введению экономических санкций, которая затронет не только работников промышленных предприятий, но учителей, врачей, студентов, пенсионеров, других граждан, нуждающихся в социальной государственной защите.

Благодаря напряженной и каждодневной работе градообразующего предприятия ОАО «Нафтан» обеспечиваются достойные условия труда и отдыха не только наших работников, но и многих жителей города Новополоцка, области, страны в целом. Это должны понимать и те, кто позволяет себе подобные заявления»;

- 27-го марта, Генпрокуратура вызывает Виктора Ивашкевича с целью письменного предупреждения о недопустимости действий, которые могут быть направлены на "подрыв государственного суверенитета";

- 5-го апреля в СМИ появляется информация о том, что оператор ЭВМ, работница Мозырского НПЗ Марина Циблиенко подала иск против Виктора Ивашкевича с требованием возместить ей моральный ущерб от призыва политика к санкциям против нефтеперерабатывающих предприятий Беларуси. Ущерб профактивистка оценила в размере 500 тыс. белорусских рублей (впоследствии она заявит, что все деньги, полученные в результате суда, после уплаты налогов будут переданы в Белорусский Красный Крест);

- 6-го апреля мастер цеха ОАО "Гродно Азот" Алексей Емельянчик подает иск в суд против Дмитрия Усса (экс-кандидата в Президенты, бывшего политзаключенного). Причина иска — призывы Д. Усса к Евросоюзу о введении санкций в отношении Беларуси. Размер претензий А. Емельянчика – 2 млн. рублей (на момент написания этой статьи суд еще не рассматривал иск Алексея Емельянчика);

- 22-го мая Суд Советского района Минска удовлетворяет частный гражданский иск работницы Мозырского НПЗ Марины Циблиенко против оппозиционного политика (судебное заседание пикетируют активисты ФПБ с плакатами в лучших традициях советской госпропаганды).

Как можно видеть из ленты новостей, оба иска о моральном вреде поданы практически одновременно, что говорит о небывалой синхронной «чувствительности» М. Циблиенко и А. Емельянчика. Ну, или позволяет судить о степени «добровольности» их действий.

Белорусская нефтяная промышленность, традиционная кормилица отечественного экономического чуда, после «нефтяных войн» с братской Россией чувствует себя не лучшим образом. Этим, конечно, можно объяснить активность и энергичность действий Белхимпрофсоюза. Профсоюзная организация защищает своих работников от возможного сокращения доходов, которое может наступить после введения санкций. Кажется все логично, но это не все.

Помимо проблем с рентабельностью предприятий нефтехимической промышленности у Белхимпрофа есть еще одна проблема. Это Белорусский Независимый Профсоюз – крупнейший из независимых профсоюзов Беларуси. Организации БНП есть и на «Нафтане», и на «Азоте», и на Мозырском НПЗ. Первички в масштабах предприятия не такие уж и большие, но глаз руководству мозолят и доставляют постоянные неприятности. Поднимают вопросы по технике безопасности, бузят по поводу неисполнения коллективного договора представителями предприятия, вступаются за работников в случае конфликта последних с нанимателем. В общем, ведут себя, как и положено настоящим профсоюзам.

Вот и в комментарии «Белорусским новостям» представитель Независимого профсоюза на МНПЗ Юрий Швец говорит: «Все это вызывает иронию. Считаю, что товарищ Циблиенко не по собственной инициативе это делает. Прошлый год на 300% снизил все наши доходы, и не только на НПЗ, но и по всей стране. Нас, грубо говоря, опустили без всяких санкций. Почему-то Циблиенко о моральном вреде тогда не упоминала — сложно же было всем. И на сегодня пока ситуация остается совсем не красочная. Неприятностей в финансовом плане хватало — и коллективные договоры прекращались, и ограничений хватало, и прибыль забирали в огромном количестве у предприятия. Однако Циблиенко, представительница официального профсоюза химиков, никаких санкций и претензий никому не предъявляла — ни через суд, ни даже каким-то своим возмущением».

Своей активностью БНП и другие независимые профсоюзы раздражают белорусских чиновников до такой степени, что начальник главного управления идеологической работы Миноблисполкома Руслан Трухан 10 мая на заседании облисполкома в Минске прямо заявляет о том, что Первичным организациям Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) необходимо противодействовать попыткам «деструктивного воздействия» на граждан, особенно со стороны независимых профсоюзов. Вторит ему и председатель Миноблисполкома Борис Батура: «Сколько лет уже на „Беларуськалии" существует независимый профсоюз? Двадцать лет.

И 20 лет практически никто ничего не может сделать, чтобы их стало меньше, по крайней мере, на порядок. Этот «огромный независимый» профсоюз является примером для других. И если «нормальный» профсоюз не предпринимает адекватных действий, то они будут появляться и на других предприятиях». Судя по этим высказываниям чиновников, независимые профсоюзы – это серьезная кость в горле для власти. Не стоит забывать и о том, что самый значительный успех белорусского демократического движения в деле реакции международного сообщества на нарушения белорусскими властями прав и свобод человека (в частности права на свободу ассоциаций) принадлежит именно независимым профсоюзам. Беларусь была исключена из Системы Генеральных Преференций именно в связи с жалобой ряда профсоюзов на нарушения прав работников.

Единственной профорганизацией, которая до сих пор не отозвала своей подписи под жалобой, является Профсоюз работников радио и электронной промышленности (РЭП), соратники Белорусского Независимого Профсоюза, также регулярно подвергающиеся преследованиям за свою деятельность (личный таможенный досмотр председателя профсоюза РЭП Геннадия Федынича и его коллег-попутчиков – очередное доказательство).

Таким образом, не только В. Ивашкевич, Д. Усс и другие фигуранты «письма о санкциях» являются мишенями для нападок со стороны властей руками Белхимпрофсоюза, но и лидеры и члены первичек независимых профсоюзов, в особенности Белорусского Независимого Профсоюза. Идет попытка дискредитации независимых профсоюзов в рабочей среде по схеме: «Состоишь в независимом профсоюзе? А ты знаешь, что это твои профбоссы виноваты в санкциях, из-за которых теперь ни надбавок, ни тринадцатой зарплаты не будет?»

Белорусские чиновники преуспели в искусстве объяснения причин проблем нашей экономики чем угодно, но только не ошибочностью государственной политики. Осталось только придумать каким образом В. Ивашкевич, Д. Усс, лидеры и активисты независимых профсоюзов могут быть виноваты в засухе летом или в сильных морозах зимой.

При подготовке статьи использовались материалы изданий naviny.by, «Народная воля», «Наша Ніва».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)