Инженер-физик: «Военные действия рядом с АЭС — это самый страшный кошмар»

Об угрозе экологической катастрофы.

О возможных последствиях пожара на Запорожской АЭС и угрозах из-за продолжающихся обстрелов российскими войсками других станций рассказал эксперт Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский.

Инженер-физик отметил, что Запорожская атомная электростанция — крупнейшая АЭС времен СССР, это шесть реакторов в ряд на берегу Днепра.

— Реакторы старенькие, ВВР-1000. Корпус реактора и трубопроводы сдерживает внутри кипяток +300 градусов, давление 15-16 мПа. И опасность этой станции в случае внешнего повреждения, например, реакторной установки, в том, что реактор «выплюнет» из себя до четверти содержимого в окружающую среду — и мы получаем не графитовый пожар, какой был в Чернобыле и длился 10-12 дней, а единичный выброс, который в зависимости от метеорологических условий может по-разному лечь на землю. Как ни странно, может долететь и до России тоже. Это наихудший сценарий. Возможно, не в шесть раз, но может быть сравнимо с тем, что произошло в Чернобыле, — сказал Андрей Ожаровский в эфире Эха Москвы.

Андрей Ожаровский. Фото из Facebook

Эксперт поясняет: реакторные здания хоть и защищены «колпаком»-оболочкой, но эта защита рассчитана на внутреннее воздействие и внешнюю непогоду — сильный снег, ветер, ураган и т.п. По официальным данным, он может даже выдержать падение небольшого самолета массой до 5,7 тонн. Но…

— От артиллерийского снаряда защиты не будет. После войны в Югославии, где велись военные действия в 20 километрах от станции Кршко были попытки провести расчеты. И было сказано, что артиллерийские расчеты калибра 150 мм, имеющиеся во всех армиях мира, при выпуске снарядов в сторону АЭС разрушают как само реакторное здание, так и главное — хранилище радиоактивных отходов, ОЯТ. И в случае разгерметизации этих контейнеров бетон не выдержит попадания снарядов.

Почему? Да потому что никто не готовился, что война будет рядом с атомными станциями! Ни одна страна мира с ядерной инфраструктурой до сих пор не подвергалась нападению извне с такой военной силой. Поздравляю, Генеральный штаб может подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса.

Они захватили площадку Чернобыльской АЭС, и непонятно, что они там делают, есть ли в их рядах инженеры, есть ли представители Росатома, которые могут разобраться, что делать с уже остановленными тремя реакторами и хранилищами ядерных отходов. И сейчас они рвутся на площадку Запорожской АЭС, а рядом еще есть Южноукраинская АЭС, также приходят сведения, что там все не очень тихо…

Зачем они туда полезли? Почему они не прислушались к рекомендациям не входить в станции? Военные действия рядом с АЭС — это самый страшный кошмар.

Еще раз повторю: атомные станции — опасные объекты. Реакторы взрываются и сами по себе: от землетрясений, как в Японии, по внутренним причинам, как в Чернобыле… Если будет военное воздействие, даже случайный обстрел, возникает угроза загрязнения на сотни, может быть, и на тысячи километров.

По словам эксперта, сценарии развития событий зависят от двух факторов: что именно и какими средствами будет повреждено. Поврежденная защитная оболочка реактора приведет к выбросу в воздух парогазовой смеси. Попадет снаряда в контейнеры с отработавшим ядерным топливом — содержимое рассыплется на несколько сот метров, как если бы был взорван обычный угольный склад. Но эта пыль, в отличие от угольной — особо опасные отходы, собрать которые практически невозможно…

— Мне кажется, что самый неприятный сценарий — разгерметизация работающего реактора. А все реакторы Запорожской АЭС до 20-х чисел февраля работали, и они полны опасных радионуклидов, которые сейчас сдерживает лишь корпус и защитная оболочка.

И в мирное время АЭС не могут сдерживать внутри себя отходы, протекают хранилища ОЯТ, а тут еще военные действия. Даже МАГАТЭ, уж на что бесполезная и дружественная Росатому организация, смогла выразить озабоченность.

Эксперт подчеркивает: Международное агентство по атомной энергетике должно было отреагировать на ситуацию еще 26 февраля, когда появились сообщения о захвате российскими военными Чернобыльскую АЭС, и направить в Украину своих наблюдателей, которые бы направились на атомные станции, и на каждой из них находился бы международный эксперт, к которому есть доверие.

— МАГАТЭ пыталось, как-то намекало, мол, давайте не будем вести военные действия рядом с АЭС. Но четкого заявления: стоп, ближе 20 километров не подходите и даже не думайте направлять стволы орудий в ту сторону — не прозвучало.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(28)